15 апреля 2022 года на кафедре русского народного песенного искусства СПбГИК успешно состоялась работа конференции «”Шаг за шагом”: жизнь фольклора в современности» в рамках Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей «Культурная среда и культурные практики Санкт-Петербурга: опыт и инновации», проводимой в нашем институте. В ней ежегодно принимают участие студенты бакалавриата, только начинающие свой творческий и исследовательский путь, и более опытные – магистранты, ассистенты- стажеры и аспиранты. Конференция важна размышлениями и обсуждениями актуальных проблем фольклористики, творческими поисками в сценическом воплощении традиционной культуры.
Как и в предыдущие годы, конференция была посвящена памяти петербургского фольклориста Владимира Соломоновича Бахтина. В начале первого заседания были показаны фрагменты телевизионного фильма о нем, его деятельности, встречах со студентами кафедры в 1990-х – начале 2000-х годов.
В этом году тематика конференция была связана с 350-летием со дня рождения Петра I. Два доклада – студентки 1 курса бакалавриата М. Батищевой «Образ царя Петра в сказках Каргопольского района Архангельской области» и студентки 4 курса бакалавриата Е. Карпасюк «Канты на деяния Петра I: Полтавская победа» – были посвящены образу Петра I в русском фольклоре и кантах. Доклады сопровождались творческими иллюстрациями в исполнении докладчиков и студентов 4 курса.
Значительная часть сообщений о песнях и певцах, собственных исполнительских опытах также была подкреплена творческими показами докладчиков: В. Болотиной об Усть-Цилемском горочном гулянии и его роли в современной культуре Русского Севера, О. Плотниковой о вариантах песен в исполнении вятской певицы А. Ветчаниной и И. Яунзем «Русская народная песня: жизнь в традиции и на сцене», Е. Ерушовой об освоении произведений искусства устной традиции на основе техники пения в разных регистрах, Е. Романовой и Д. Яковцовой об освоении произведений устной традиции в вокальном дуэте.
Ю. Гребенева и И. Белоусова представили доклады, связанные с освоением ими древнерусских песнопений в ансамбле «Вервица» (рук. А. А. Гвоздецкий): «Певческое воплощение крюковой записи (Полиелеос – версии обиходная и гребенщиковской общины)» и «Опыт освоения древнерусского песнопения на примере стихиры «Зряще мя безгласна»».
Об интересных и редких вариантах песен рассказали К. Амосова (о фольклоризованном романсе «Матушка да голубушка» из опубликованных записей русского фольклора села Марково на Чукотке) и А. Чаленко (о русских и малороссийских вариантах песни «В садочке гуляла»).
Три доклада были посвящены традициям других народов: Л. Русакович об освоении певческой традиции д. Паличин Любанского района Минской области, Е. Ворониной и Е. Макушкиной о «Мастораве» – вершине мордовского фольклора, А. Джамиевой об азербайджанской народной песне «Ayrilig» («Разлука»). Они также сопровождались творческими иллюстрациями докладчиков.
Завершающим и вызвавшим самый бурный интерес слушателей был доклад И. Шевчуковской о фольклоре в творчестве современных авторов-исполнителей джаз, фолк и рок-музыки на примере песни «Ой, голымба».
В перспективе планируется расширение географии участников конференции, показ и обсуждение опытов сценического воплощения фольклора в рамках проекта «Театр фольклора».
Текст: ТС Молчанова,
канд. искусств.,
доцент кафедры русского народного песенного искусства