29 апреля 2020
477

Как пользоваться критическим мышлением: БИФ на РБК

«Современная цифровая эпоха прочно связана с понятиями постправды, инфодемии и fake news» — так начинает свою статью кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения и информационной аналитики В. А. Мутьев для российского медиахолдинга «РБК». Сфера интересов автора связана с медиакоммуникациями и анализом новостной информации, что подтверждает наличие разработанных им авторских курсов.

В связи с эпидемиологической ситуацией в стране, периодически в СМИ появляется ряд фейковых публикаций о коронавирусе. Для того, чтобы не стать жертвой недостоверной информации, по мнению В. А. Мутьева, необходимо применять навыки критического мышления. Это позволит не потерять самообладание и не стать жертвой ложных фактов в сложное для всего мира время.

Своими размышлениями об этом вопросе В. А. Мутьев поделился в статье «Как пользоваться критическим мышлением. Разбираем статью о коронавирусе».

В ней автор применяет три конкретные методики критического мышления («5W+H»*, «IMVAIN»** и методика лексического анализа***) для анализа текста статьи «Коронавирус: как мы себя обманываем». В. А. Мутьев выделяет достоинства и недостатки методик критического мышления, подводя итог: «Главное в современных реалиях вырабатывать сдержанную взвешенную позицию. На практике важно соблюдать баланс. Быть честным, прозрачным в своих мыслях, суждениях и отборе фактов реальности. Именно на это должны быть ориентированы методики критического мышления и образовательные программы, которые эти методики транслируют.

Текст: А. Катина


*Методика «5W+H» — это система вопросов, которые вы можете задавать ко входящей информации. W и H обозначают первые буквы специальных вопросов в английском языке:

What? — что произошло?

Why? — почему это произошло?

Who? — кто об этом сообщил?

Where? — где это случилось?

When? — когда произошло?

How? — как это произошло?

Чтобы проверить подлинность новости, попробуйте найти ответы на эти шесть вопросов. Если они вас устроят, скорее всего, журналист честен, а информация правдива.

**Метод проверки источников «IMVAIN» — это свойства, которыми должен обладать надёжный источник. Метод назван по первым буквам этих свойств:

Independent (независимый). Кто является источником информации? Какую выгоду получает источник от распространения новости? Если да, что они получат и почему?

Multiple (множественный). Есть другие источники, говорящие о том же? Есть источники, которые опровергают эту новость? Если источник один, почему? Если источников несколько, насколько они связаны и почему?

Verify (проверенный). Источники предоставляли доказательства своих слов или опровергали претензии раньше?

Authoritative (авторитетный). Почему источнику можно верить? Откуда он знает о том, что сообщает? Если не был на месте лично, откуда получил информацию?

Named (названный). Как подписан источник? Сможете найти его в интернете? Он появлялся раньше? Если не сможете найти его, как это повлияет на доверие к изданию, которое сообщило новость?

Вопросы «IMVAIN» нужно задавать только к источнику, а не новости в целом. Если вы ответили на все вопросы и они вас устраивают, значит источнику можно доверять. Если не можете ответить на два и более вопроса, не доверяйте этой информации.

***Лексический анализ текста

Лексический анализ — научный метод проверки текста. Анализ помогает выявить манипуляции автора с данными и фактами. Чтобы провести полный анализ, нужно углубляться в методику, но для проверки новостей достаточно знать несколько признаков текста, над которым нужно задуматься.