05 октября 2020
255

Дистанционное образование по программе «Народная художественная культура в музыкальном воспитании детей и молодёжи»

Возрастающая активность, происходящая в области внедрения прогрессивных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий, позволяет создавать новые проекты в разных сферах. В 2019-2024 гг. в рамках национального проекта «Культура» в России реализуется федеральный проект «Творческие люди», направленный на создание условий для реализации творческого потенциала и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры. 

В 2020 году в рамках этого проекта в СПбГИК были реализованы 18 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, которые, при поддержке Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров Санкт-Петербургского государственного института культуры, в этом году были успешно осуществлены в рамках федерального проекта «Творческие люди».

В рамках этого проекта профессором кафедры народного инструментального искусства СПбГИК Д.А. Рытовым была разработана и реализована программа «Народная художественная  культура в музыкальном воспитании детей и молодежи». Знание и уважение культуры своего народа выступает определенным гарантом самосохранения этноса, укрепления социального самосознания, а также создает предпосылки для толерантных взаимосвязей и взаимоотношений с другими этносами. В представленной программе повышения квалификации с помощью современных технологий были рассмотрены  вопросы построения модели музыкального воспитания детей и молодежи на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, потенциалов народной художественной  культуры, в частности, народной инструментальной музыки. В этом году по программе обучились специалисты из многих регионов России: Орловская, Вологодская, Калужская, Ленинградская, Свердловская, Тюменская, Кемеровская, Иркутская, Пензенская, Новосибирская области, Краснодарский край, Ханты-Мансийский АО, Республика Хакасия.

Разнообразие представленных для обучающихся возможностей получения и закрепления знаний были интегрированы в единый образовательно-методический комплекс, в состав которого вошли программа, лекции и видеолекции по актуальным проблемам музыкального образования и воспитания, мультимедийные презентации, учебно-методическое пособие, а также специально разработанные для этой программы тестовые вопросы для итогового контроля и практическое задание, которые обучающиеся выполняют в процессе обучения. Два модуля «Народная инструментальная культура – феномен народной художественной культуры» и «Возможности народных инструментов в музыкальном воспитании детей и молодежи» включают разнообразные темы: «Основные подходы музыкального воспитания детей и молодежи в процессе их знакомства с народной художественной культурой», «История развития русской народной инструментальной культуры», «Музыкальные инструменты в традиционной народной культуре», «Классификационные особенности русских народных музыкальных инструментов в систематике универсальной структурной классификации музыкальных инструментов Э. Хорнбостеля и К. Закса», «Конструктивные особенности и исполнительские возможности народных инструментов», «Психолого-педагогические особенности музыкального развития детей разного возраста в призме исполнительской практики на народных инструментах», «Методика обучения детей и молодежи игре на народных инструментах и использования их в ансамблевых формах музицирования». Более трех часов записанных видеолекций и четыре мультимедийные презентации дополнительно закрепили знания обучающихся, а выполнение практического задания и прохождение тестирования позволило провести объективный итоговый контроль.

В процессе обучения по программе участникам была предоставлена возможность принять участие в трех вебинарах, которые провели преподаватели кафедры народного инструментального искусства: заведующий кафедрой народного инструментального искусства СПбГИК, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Бычков (вебинар «Использование авторской вокально-инструментальной музыки на народной основе в процессе развития творческих способностей детей»), зав. сектором инструментоведения Российского института истории искусств, доктор искусствоведения, профессор И.В, Мациевский (вебинар «Традиционные музыкальные инструменты в народной художественной культуре России»), кандидат искусствоведения, профессор Н.А. Кравцов (вебинар «Хроматические гармоники в музыкальном воспитании детей и молодежи». Участники обучения в онлайн-режиме не только получили интересный и познавательный материал, но и смогли в чате задать вопросы, обменяться мнениями.

Реализация программы «Народная художественная  культура в музыкальном воспитании детей и молодежи» была осуществлена на платформе дистанционного образования «Мираполис». Это позволило обучающимся в дистанционной форме овладеть необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области педагогики, психологии музыкальной деятельности без отрыва от работы по удобному для них индивидуальному образовательному маршруту.

Полученная во время обучения рефлексия от обучающихся позволила констатировать актуальность и востребованность данной программы.

Автор текста и фото: руководитель рабочей группы по разработке, реализации, методическому и организационному обеспечению образовательной деятельности по дополнительной профессиональной программе  «Народная художественная культура в музыкальном воспитании детей и молодежи», кандидат педагогических наук, профессор кафедры народного инструментального искусства СПбГИК Д.А. Рытов

Несколько отзывов обучающихся по программе:

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Выражаю огромную благодарность за Вашу работу. Яркие содержательные лекции, презентации!!! Материал однозначно полезен и обязательно получит практическое применение. Будучи преподавателем теоретических дисциплин в ДШИ, лично для меня, это возможность использование полученных знаний на уроках слушания музыки, игра на ложках - это яркий пример ритмического аккомпанемента на уроках сольфеджио, музицирования на народных инструментах в подготовительном классе. За время обучения получила много полезной информации. Также хочу отметить прекрасную организованный Вами процесс обучения, общую атмосферу, профессионализм преподавателей, оперативную обратную связь. Спасибо!!!!!

Лепкина Ольга Александровна. Преподаватель теоретических дисциплин Детской школы искусств №1 , г. Абакан. Республика Хакасия.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Спасибо за предоставленную возможность пройти обучение по программе «Народная художественная культура в музыкальном воспитании детей и молодежи». Как Вы понимаете, работа с детьми непосредственно входит в мои обязанности. Надо отметить, что я 10 лет проработала в сфере дополнительного образования. Очень много практических навыков смогла почерпнуть для себя. Весь предоставленный материал озвучен понятным и доступным языком. Понравилась работа творческих коллективов, работа оркестра.   Хочется отметить  игру на ложках. Даже не подозревала, что существует так много приемов. Постараюсь применить это в своей работе с детьми. Огромное спасибо за Вашу работу, Дмитрий Анатольевич! Очень интересно было с Вами работать. Огромное спасибо коллегам за базовый курс и за повышение квалификации! Желаю творческих успехов!

Скворцова Елена Владимировна. Ведущий методист по клубной работе МБУК «КДЦ Глазуновского района» поселка городского типа Глазуновка Орловской области

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, прежде всего, хочу выразить Вам огромную благодарность за предоставленные  учебные материалы, видеолекции, презентации по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Народная художественная культура в музыкальном воспитании детей и молодежи».  

Очень понравились Ваши презентации, лекции с детальным показом, как нужно и можно пользоваться музыкальным инструментом во время игры, применяя те или иные приемы исполнения. Благодаря новым интересным познаниям,  можно с уверенностью  сказать, что они необходимы в нашей работе. Изучая Ваш материал, хочу отметить,  что многие аспекты на данный момент  являются весьма актуальными и важными, в процессе   воспитания детей и молодежи. Важной задачей является  увлечь ребенка в мир истоков народного творчества, раскрыть творческие способности, показать особенности народных инструментов. Очень интересные лекции по классификации, конструктивным особенностям инструментов, которые помогают  детально увидеть услышать народный инструмент в новом амплуа, в новом качестве, помочь сделать музыкальный мир лучше, интересней. Спасибо большое!

Петрусенко Наталья Васильевна. Преподаватель по классу аккордеона/баяна, руководитель детского ансамбля народных инструментов МБУ ДО «Псебайская детская школа искусств» муниципального образования Мостовского района Краснодарского края

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Хочу выразить признательность за организацию обучения и содержание созданного Вами курса повышения квалификации «Народная художественная культура в музыкальном воспитании детей и молодежи». Программа обучения была очень грамотно разработана: представлен разнообразный теоретический материал, познавательные и практико-ориентированные видеолекции, яркие и содержательные презентации, вебинары по актуальным темам. Огромное значение для меня имеет, что полученные материалы я могла еще раз перечитать, посмотреть, чтобы закрепить полученные представления об особенностях народной художественной культуры, об истории развития народной инструментальной музыки.

Мне, как руководителю народного чувашского ансамбля «Чекес» и детского чувашского ансамбля «Путене», очень ценно было получить знания, которые я уже в настоящее время применяю в своей преподавательской и творческой деятельности. Вашу методику обучения детей и молодежи игре на разнообразных русских народных инструментах, представленную в программе, я с успехом стала применять при обучении игре на чувашских народных инструментах! Спасибо Вам за полученную драгоценную информацию, за Ваш труд и творчество!

Кондюкова Елена Львовна. Руководитель коллектива самодеятельного искусства муниципального автономного учреждения культуры города Набережные Челны «Дом дружбы народов «Родник», Республика Татарстан.

galgalgalgal

galgal