VI Международная научно-практическая конференция «Культурное пространство: генезис и трансформация»

Итоги конференции

Программа
международной научно-практической конференции

«Культурное пространство: генезис и трансформация»

29 октября 2021 г.

Секция 8.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ 

  Руководители секции: Сукало Александр Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности; Львова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности

Ильинская Елизавета Александровна

доктор культурологии, доцент, профессор кафедры социально-культурных технологий, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов 

Социально-культурная деятельность в системе социальной

регуляции: темпоральная модель

В процессе исторического развития человечество выработало множество самых разных социальных регуляторов это культура, право, религия, мораль и т. д. Все они имеют внутреннюю структуру, специфические механизмы развития, обладают уникальными ресурсами, позволяющими регулировать социальную практику. Социальные регуляторы являются одновременно и социально-культурными синхронизаторами. Синхронизация это фундаментальное нелинейное явление, широко распространенное в природе, науке и обществе. Тенденция к синхронному поведению наблюдается в различных системах природного и социального характера. В живой природе любой организм стремится синхронизироваться на физиологическом уровне с биологическими ритмами окружающей среды. Человек, являясь частью природы и общества, синхронизируется на нескольких уровнях. На физиологическом уровне происходит синхронизация с биологическими ритмами природы, на социальном — согласование с ритмами процессов, происходящих в обществе, на культурном уровне человек синхронизируется с ментальными ритмами культуры.

Общество нуждается в синхронизации не только в относительно простых ситуациях, к числу которых относится согласованное движение людей в пространстве и во времени. На индивидуальном уровне люди назначают друг другу встречи, и этот момент нужно согласовать по времени и месту. Коллективные действия, будь то работа заводов и фабрик, проведение концертов и фестивалей, митингов и собраний, богослужений, обрядов, ритуалов и много другого, также требуют синхронизации, поскольку иначе вообще невозможна никакая социальная жизнь. Например, такие явления, как ритуалы и календарные праздники, корнями уходящие в глубокую древность, представляют собой не что иное, как способ приспособления (синхронизации) людьми либо индивидуальных ритмов к социальным ритмам (обряд имянаречения, инициация, свадьба и т. п.), либо социальных ритмов к повторяющимся природным ритмам (встреча весны, праздник урожая), т. е. различные формы, по выражению Э. Дюркгейма, органической солидарности. Тем самым люди создавали социально-синхронное время, которое выступало в форме постоянно воспроизводимой вечности.

В системе социальной регуляции и социально-культурной синхронизации можно выделить социально-культурную деятельность, регулирующую и синхронизирующую деятельность людей в свободное от работы время. Наполнение времени, незанятого работой имеет огромное значение для современного общества, стремящегося к наиболее полной самореализации его членов. В рамках социально-культурной деятельности индивид имеет возможность в полной мере раскрыть свой личностный и социальный потенциал. Современный досуговый континуум предоставляет человеку возможность реализовать себя не только в рамках традиционного досуга, но и раскрыться в новых формах социально-культурной деятельности, таких как информационные технологии, современный дизайн, блогинг и др.

В темпоральном плане современная социально-культурная деятельность может быть более вариативной, супергибридной и более индивидуальной, даже чем десять лет назад. Происходит это в первую очередь по причине повсеместного введения информационных технологий, что приводит к смешению субъективных темпоральных планов и расширению пространственных возможностей с помощью интернета. Происходит темпоральное и пространственное расширение возможностей для досуга в сети до практически планетарных масштабов, и вопрос социальной регуляции и синхронизации встает наиболее остро.

Суминова Татьяна Николаевна

доктор философских наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики, Московский государственный институт культуры, академик Российской академии естественных наук

Арт-менеджер – продюсер матрицы пространства культуры 

Креативная экономика, экономика впечатлений оказывают сегодня существенное влияние на динамику развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в сфере культуры и искусства как творческого предпринимательства, креативных индустрий/кластеров и на активизацию деятельности как художников, так и управленческой страты.

Неслучайно Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций на 74-й сессии приняла резолюцию (A/C.2/74/L.16/Rev.1), согласно которой 2021 год провозглашается Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития.

Актуальна востребованность государственными и коммерческими учреждениями/структурами/институциями сферы культуры и искусства в профессиональных, эффективных и конкурентоспособных арт-менеджерах как кадровом управленческом потенциале.

Особым спросом на отраслевом рынке труда пользуются арт-менеджеры, понимающие сущность и специфику художественно-творческой деятельности в конкретном виде искусства, владеющие знаниями, умениями и навыками в арт-индустрии, менеджменте, маркетинге, предпринимательстве и т.д., поскольку именно грамотный специалист способен на должном уровне реализовать государственную политику в сфере культуры, содействуя формированию гармонично развитой личности (ответственной, нравственной, самостоятельно творчески мыслящей[1]) потребителя символической продукции. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности является одной из национальных целей развития России до 2030 года[2].

Арт-менеджеры как «коммерсанты от искусства» (a&r-менеджер, агент, антрепренер, арт-дилер, директор, импресарио, куратор, продюсер, промоутер и т.д.) являются посредниками между автором/художником, текстом произведения и реципиентом/потребителем.

Арт-менеджер – это тонкий психолог; бизнес-помощник художника/артиста; организатор бизнес-деятельности в сфере культуры и искусства; системообразующий стратегический интеллектуальный ресурс/актив учреждения/организации/структуры в данной сфере деятельности.

Арт-менеджер – это человек экономический/homoeconomicus, агент и продюсер артосферы/арт-индустрии/арт-бизнеса, управляющий процессами генерации, продвижения и реализации арт-продукта как предложения, а также формирующий пространство арт-рынка, вкусы/предпочтения/
нравственные принципы/идеологическую составляющую различных представителей социума.

Арт-менеджер создает условия для производства художником многочисленных текстов, т.е. приращения символического капитала, для качественного проведения свободного времени/досуга потребителя.

Для России в современных условиях значимым национальным приоритетом и стратегическим ресурсом является Культура, в основе которой находится спектр идей/кодов/смыслов, детерминирующих политику, ценностную составляющую и стиль/образ жизни/бытия многочисленных граждан конкретной страны.

Приоритетный национальный проект «Культура» с рядом федеральных проектов «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура», является элементом одного из стратегических направлений – «Человеческий капитал», поскольку культуру как таковую создает интеллектуальный ресурс/капитал/актив конкретной организации/учреждения/институции сферы культуры и искусства (в данном случае – арт-менеджер), успешно реализующий государственную культурную политику.

В контексте участия кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры в проекте «Творческие люди» с 2020 года профессорско-преподавательским составом разработаны и успешно реализуются несколько дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, в том числе связанных с проектным подходом и инновационными формами культурной деятельности (на примере креативных индустрий и арт-менеджмента в России).

Проектная деятельность арт-менеджера оказывает сильнейшее воздействие на мозг[3], психическую активность/сознание реципиента/покупателя символической продукции как «поток сознания» (У. Джеймс) /индивидуальный поток, наполненный вследствие различных психофизиологических особенностей человека многочисленными инстинктами и эмоциями.

Современный человек, находящийся под тотальным контролем, в том числе индустрии культуры как поточного, массового производства художественной продукции и как «индустрии сознания» (Г.М. Энценсбергер), становится «одномерным» (Г. Маркузе) и подверженным эмоциональной опустошенности, страхам, депрессиям, низкой самооценке и т.д.

«Общество изобилия» (Дж.К. Гэлбрейт) с неограниченным количеством поливариантной продукции также пагубно воздействует как на человека, так и на его культуру, уничтожая аксиологическую и гуманистическую составляющую.

Ониомания/компульсивный шопинг/шопоголизм как некий выход из психологически агрессивной среды провоцируется и формируется у человека посредством воздействия различных «раздражающих» маркетинговых технологий, например, рекламы, демонстрирующей образ и стиль жизни «звезд». Все это создает информационный шум/«шумящий сумбур» (У. Джеймс), коллективный поток сознания ошарашенной, озадаченной, околпаченной толпы потребителей!

В сегодняшнем мире правит бал Его Величество Маркетинг, которому «прислуживает» сфера культуры и искусства! Такова реальность, в которой Господин Потребитель – частица «общества потребления» (Ж. Бодрийяр), «общества спектакля» (Г. Дебор), обволакиваемая кодами/
символами/смыслами /языками различных видов искусств.

Грамотный арт-менеджмент и реализуемые проектные решения – это инструмент популяризации и «реанимации»/ревитализации в современном человеке классических ценностей – Истина, Добро, Красота, Любовь, Гармония. Безусловным остается тот факт, что реальность может менять представление о значимости таковых и «выдвигать» иные, материальные ценности на Олимп жизни конкретного человека.

Арт-менеджер– это продюсер ценностно-смысловой матрицы Текста культуры, создающий при помощи ряда технологий (нормативно-правовые, художественно-творческие, финансово-экономические, маркетинговые, организационно-управленческие) условия для формирования маркетингового коммуникативного информационного пространства.

Кавера Виктория Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Опыт использования культурно-досуговых технологий в практике деятельности детских креативных центров

Несмотря на единые цели – сформировать к совершеннолетию всесторонне развитого, образованного человека – подходы и методы их достижения, у заинтересованных сторон могут быть различные. Это особо остро ощущается в современном обществе, когда растущий человек, начиная с раннего детства, подвержен влиянию не только семьи и школы, но и глобальному информационному пространству через сеть интернет, СМИ, разговоры взрослых и сверстников.

Привычные формы образования и воспитания становятся всё менее результативными, их замещают альтернативные источники знаний и информационные ресурсы, с сомнительной репутацией, а иногда прямо противоположной развивающей направленности. Навязчивые способы склонить к деструктивному развитию детей всё шире противопоставляются общепринятым нормам морали и традиционным ценностям. В данной ситуации педагоги и родители ищут новые, современные, интересные методы обучения и всестороннего развития детей.

Креативные центры, ориентированные на подрастающее поколение – одна из форм времяпрепровождения детей совместно с родителями и сверстниками. Не стоит полагать, что данные организации способны заменить школу или сформировать идеальное педагогическое пространство. Скорее они заполняют вакуум между посещением школьных уроков и вечерними семейными посиделками, а также помогают в формировании интересов и досуговых увлечений детей.

Культурно-досуговые технологии подразумевают совокупность развлекательных, образовательных, культурных, развивающих, предварительно подготовленных мероприятий, проводимых в свободное время. Основой проводимых мероприятий является их методичность, подверженность определённым установленным правилам и заранее запланированный результат [4].

Понятие «технологии культурно-досуговой деятельности», включает в себя:

  • организационную составляющую, в которую входит планирование, управление, финансирование, распределение работы; 

  • методическую составляющую – заключающуюся в написании сценария мероприятия, в формировании режиссерского видения, в проведении репетиций и представлений, в анализе результатов, в обобщении и распространении опыта;

  • психологическую составляющую, которая регламентирует профессиональные отношения сотрудников, стимулирует повышение профессионального мастерства, формирует профессиональные мотивации.

  • В свою очередь культурно-досуговые мероприятия отличаются широким спектром разнообразной деятельности, такой как:

  • игровая – участие в народных и современных играх, в том числе с использование современных электронных устройств;

  • театрализованная – участие в постановках, как исполнитель роли или работник сцены;

  • музыкальная – пение, игра на музыкальных инструментах, индивидуально и в коллективе;

  • изобразительное искусство – рисование, лепка, аппликация и т.п.;

  • праздничные программы – участие в праздниках различного уровня, в том числе организация этих праздников;

  • познавательные мероприятия – экскурсии, походы по историческим местам;

  • конкурсы и соревнования – как в каком-либо мастерстве, так и спортивные;

  • хобби – увлечения отдельных групп людей [5].

Задача современных педагогов-организаторов привлечь к современным формам досуга как можно большее количество семей и одной из форм такого привлечения, они видят в интеграции социально культурных технологий в креативные центры, как пространства объединяющие творческих людей с новыми нестандартными взглядами и подходами.

Креативные центры – представляют из себя комплексы, зачатую расположенные под одной крышей. Объединяющие тематические выставки, театрализованные студии, кружки по интересам, кинотеатры, заведения общественного питания, иногда с узконаправленным меню (например, вегетарианские), а также клубы, творческие студии и другие пространства для встреч единомышленников, их самовыражения, а также ищущих, творческих
людей [6].

Создание креативной среды, с использованием социально культурных технологий, в которых ребёнок будет чувствовать себя в центре внимания и в то же время родители и учителя смогут результативно проводить время – основная задача современных педагогов и менеджеров социально-культурной деятельности, совместно с представителями бизнеса и муниципальными властями. Детские креативные центры призваны объединить технологии досуга с возможностью творческой реализации родителей и детей при совместном времяпрепровождении [7].

Так наиболее результативными видами досуга в креативных центрах становятся совместные занятия любительским творчеством, народными промыслами, активными играми и многое другое. При этом, важно чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно и живо реагировать на полученную информацию и имел личный опыт от участия в мероприятии. Детям необходимо предлагать не просто участвовать в мероприятии, а ставить перед ними задачи, давая при этом широкие возможности для их самостоятельного решения, не ограничивая общепринятыми или признанными методами. Истинная ценность креативного пространства в индивидуальном самовыражении человека, не зависимо от возраста и статуса.

Потенциал технологий досуга используемых в детских креативных центрах. Сегодня, технический прогресс является драйвером трансформации досуга и даже мировоззрения человека. Всеобщая информатизация и ускорение процессов обмена данными создают новую реальность, в которой для принятия решения достаточно очень короткого промежутка времени, а искусственный интеллект облегчает решение громоздких организационных задач. Широкое распространение получило понятие «виртуального досуга», к которому можно отнести компьютерные online игры, ведение аккаунтов в социальных сетях, виртуальная реальность, а также другие виды деятельности, связанные с пребыванием в киберпространстве [8]. Описанные инновации прочно вошли не только в семейный быт, но и в образовательное и развивающее пространство. Дальнейшая интеграция информационных технологий в традиционные формы культурного времяпрепровождения создают условия для интерактивного посещения музеев и выставок, виртуального участия в конференциях и обсуждениях общих проблем человека и общества. Сегодня многие подростки ведут собственные блоги в социальных сетях, формируя свою среду общения. Потенциал современных креативных центров заключается в объединении единомышленников для живого общения, встреч, дискуссий и самовыражения с использованием современных информационных технологий.

Рассматривая различные аспекты организации деятельности детских креативных центров, как среды для реализации культурно-досуговых мероприятий можно сделать вывод, о значительном потенциале интеграции традиционных форм досуга с современными информационными технологиями и использовании результатов для всестороннего развития детей различных возрастных категорий, предоставляя подрастающему поколению широкие возможности для творческой инициативы и самореализации.

Апанасюк Лариса Ахунжановна

доктор педагогических наук, доцент, профессор гуманитарного факультета, Российский государственный социальный университет 

Концепт толерантности и проблемы формирования межкультурной коммуникации в современной студенческой среде

Концепт является категорией постоянно развивающейся и взаимодействующей c такими доминантами общества как культура и ментальность, вот почему происходящие изменения в социуме и общественном сознании неизбежно отражаются на формировании семантического поля концепта.

Важной частью русской картины мира является концепт толерантности, что подтверждается большим количеством его связей с другими существующими концептами. Однако исторически лексема «толерантность» отсутствовала в русской языковой картине мира – исконно в отечественной концептосфере существует концепт «терпимость» (иногда как ядерный компонент выступает «снисходительность»), чем объясняется незаконченность формирования концепта толерантности на современном этапе развития русского языкового сознания и общественного сознания нашего общества. В отличие от европейской культуры, лексема более четкая семантизация с расширением дополнительных оттенков значения, таких как равноправный диалог, сотрудничество, многополярность, взаимопонимание и др. Растатуева С.Г. считает, что «Толерантность» постепенно становится объектом общенародной культуры. Концептуализация толерантности осуществляется в положительном ключе. Языковое сознание стремится отождествить толерантность со смежными ментальными категориями, замещает данный концепт стабильным русским концептом «терпимость» [9].

Термин «толерантность» заимствован из европейской культуры, и в русском языке семантика концепта формировалась по большей части независимо от изначального варианта, а с учетом геополитических условий и этнической составляющей, на основе исторического развития народов, населяющих Россию, и ментальных образцов русского характера, потому что создание и развитие русской цивилизации происходило в крайне сложных условиях, в отличие от европейской, поэтому при сравнении ядер концептов «толерантность» и «tolerance» (анг.) видим, что они несколько отличаются и общность у них весьма частична [10]. Также, учитывая особенности русского характера, которые во многом были сформированы под влиянием православной церкви и проявляющиеся в долготерпении, покаянии, стремлении к нравственному совершенству, в страдании как неотъемлемой и ценной части земного бытия, в русской языковой картине мира всегда существовал концепт терпимости, и до конца ХХ века концепт толерантности не был актуальным. Однако интеграция России в мировое сообщество, широкое приобщение к европейской культуре и стандартам, развитие в этом направлении средств массовой коммуникации привело к концептуализации толерантности с довольно выраженной политической составляющей, а особыми признаками русского концепта стали снисходительность, пассивное отношение, способность выносить и спокойствие [11], но развитие концепта происходит на постоянной основе в связи с непрерывным взаимодействием мировых культур и всевозможных дискурсов.

Таким образом, понятие толерантности несколько шире понятия терпимости и означает человеческую способность понимать и принимать непохожих на себя людей, умение сосуществовать и жить в мире с людьми, отличающимися культурными, конфессиональными, национальными признаками. Генеральная конференция ЮНЕСКО еще в 1995 году приняла Декларацию принципов терпимости, где в первой статье прописано содержание принципов терпимости, а именно:«уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самоуважения и проявления человеческой индивидуальности»; «гармония в многообразии»; «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека», «обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка», «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность» [12].

Формирование толерантного сознания и развитие межкультурной коммуникации является актуальной задачей для российского общества, которое очень неоднородно по национальному составу, состоит из разных социальных групп, принадлежащих к разным конфессиям и проповедующих разные культурные ценности [13]. Особое внимание следует уделить формированию межкультурной коммуникации среди молодежи, так как, взаимодействуя с представителями разных культур, разного мироощущения и разного отношения к миру, молодым людям подчас сложно установить контакты, а иногда и невозможно, что может привести к ксенофобным настроениям и вытекающим из этого последствиям. Человеку свойственно воспринимать иные культуры через призму родной для него культуры, что мешает понимать представителей других народов, их реакций, поступков и слов в той или иной ситуации, вот почему межкультурная коммуникация не может быть данностью – ей надо обучаться и самому желать хороших результатов обучения, что опять же невозможно без толерантного отношения к визави. Ученые, занимающиеся изучением билингвизма, приходят к выводу, что носители нескольких языков допускают в свое понимание всевозможных культурных систем, когда беседуют на соответственном языке, а исследователи кросс-культурных коммуникаций пришли к выводу о том, что «мимические выражения гнева, презрения, отвращения, страха, счастья, печали и удивления являются пан-культурными, мы также знаем, что культуры разнятся в правилах проявления чувств, которые определяют использование этих универсальных выражений. Кроме того, мы знаем, что существует множество культурных различий в жестах, взгляде и визуальном внимании, межличностном пространстве, позах тела, а также в голосовых интонациях и речевых характеристиках» [14].

В связи с тем, что взаимосвязи различных стран, культур и народов расширяются, происходит рост прямых контактов отдельных индивидов, увеличивается количество культурных обменов на государственном уровне и между социальными группами, необходимость развития межкультурной коммуникации и формирования толерантного сознания в современной студенческой среде очевидна [15].

Развитие межкультурной коммуникации студенческой молодежи происходит через включение молодых людей в социокультурную деятельность, которая должна иметь направленность на формирование гражданской позиции, патриотизма, толерантного поведения и умения вести межкультурный диалог. Однако отсутствие в общественном сознании положительного образа межконфессиональных, межкультурных и межэтнических отношений является ощутимым препятствием для развития межкультурного диалога. Каждый обучающийся, вне зависимости, иностранный студент или российский, является активным участником процесса межкультурного сотрудничества, в результате которого происходит понимание и принятие тех или иных культур, ценностей, обычаев, языков и традиций других народов. Формами такого взаимодействия выступает совместная научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, спортивные мероприятия, туризм, студенческие и молодежные лагеря, взаимообмен опытом работы творческих коллективов, проведение конкурсов, фестивалей, национальных праздников и т.д.[16]. А так как на современном этапе развития высшего образования вузы стремятся ко все большему привлечению иностранных студентов, понятна перспективность этнокультурного подхода к развитию сотрудничества в рамках межкультурного взаимодействия, который базируется на основах поликультурализма и принципе равенства этносов [17].

Формирование межкультурной коммуникации в современной студенческой среде есть задача, направленная в том числе и на профилактику ксенофобии, снижение межконфессиональной и межнациональной напряженности, гармонизацию межэтнических взаимоотношений среди молодых людей, а овладение навыкамимежкультурного диалога благоприятствует взаимоуважению представителей разных культур и этносов, пониманию систем ценностей равноправных партнеров.

Ефимова Татьяна Викторовна

кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурных технологий, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Нормативность как регулирующий и синхронизирующий ресурс культурных процессов

Нормативность присуща любому обществу, это понятие одним из определений которого можно обозначить свойство права, выражающееся в том, что оно состоит из норм, устанавливающих границы (нормативы) правильного (нормального) с точки зрения общества и государства поведения[18].Нормативность стоит понимать как обязательность (долженствование)выполнения правил, ориентиров для групп и общества в целом, а не применительно к отдельным его членам.

Традиционно принято считать социальными регуляторами такие явления как право, мораль, религию, идеологию. Всем этим понятиям присуще ориентированность на определенную исторически сложившуюся норму. Нарушение различных общественных норм, будь то моральные, религиозные или иные законы общества предполагают различные наказания. Стоит отметить тот факт, что человечество в процессе исторического развития старалось всячески контролировать и защищать установившиеся зачастую очень давно регулирующие нормы. Например, право опирается на формально закрепленную, общеобязательную систему норм, поддерживающихся с помощью государственного регулирования. Право не может существовать отдельно от культуры. Его механизмы включают в себя определение не только норм общественных отношений, но и оценивание многих жизненных явлений. Право является индикатором общества и его различных аспектов, таких как политическое, экономическое и социокультурное развитие. В итоге право выполняет не только регулирующую функцию, но и синхронизирующую, а также мировоззренческую, коммуникативную и другие.

Продолжая перечисление социальных регуляторов нельзя не упомянуть про религию. Ее функции и регулирующие механизмы отличаются от правовых и политических, хотя всегда существуют в тесной связи. Обратимся к исследованию религии как социального и культурного явления - Э.Дюркгейму. Он определяет религию как целостную систему верований и обрядов, относящихся к области священного, отделенную от области обыденного и охраняемую запретами, но открытую для ее приверженцев, составляющих единую «моральную общину», или церковь[19][20]. В религии он видел осуществление важных функций воплощения социальной действительности в коллективном сознании. Достигалось это во все времена с помощью форм запретов, контроля, принуждения. Религия тесным образом связана с традициями и коллективной и ментальной памятью. Нарушение религиозной этики и морали всегда каралось и порицалось обществом и церковью. Несоблюдение религиозных законов означало несоблюдение законов не только человеческих, но и причисляемых служителями религии к Божественным.

Следующим регулятором общества является идеология. Она является продуктом политического устройства, а в современном мире и частью культурной политики. И здесь нельзя обойтись без нормативности. Идеология выступает в качестве «духовной» власти, призванной вызывать активные действия масс людей[21]. Ее регулирующие механизмы немного похожи на установки религии, а именно ориентир на идеалы будущего, часто через забвение прошлого, непризнание настоящего и устремления в будущее, зачастую путем больших напряжений и лишений.

Про мораль можно сказать, что она также опирается в обществе на нравственные ориентиры, выработанные предыдущими поколениями и позволяющая личности существовать в обществе по его законам и согласно принятым нормам этики и права.

В плане темпорального анализа перечисленных регуляторов нужно отметить что все они решают конкретные задачи общества, направленные на определенные временные участки, например, политика решает актуальные вопросы текущего момента, хотя использует для этого зачастую идеологию, которая «продвигает идею светлого будущего», путем отрицания настоящего. Право решает проблемы настоящего, но с надеждой на достижение более справедливого будущего. С помощью обещания «загробной жизни» контролирует поведение верующих в настоящем религия.

Все выше перечисленные регуляторы (право, политика, экономика, религия, мораль и т.д.) являются одновременно и социальными синхронизаторами. Это явление нуждается в определении его содержания.

Слово синхронизация происходит от древнегреческогоσύγχρονος – одновременный. Синхронизация это фундаментальное нелинейное явление широко распространенное в природе, науке и обществе[22]. В случае с человеком, как частью природы и общества, синхронизация происходит на нескольких уровнях. Природные биоритмы и ментальные ритмы культуры сплетаются и выполняют функции, как для отдельных личностей, так и общества в целом. Без социальной синхронизации станет невозможна жизнь в целом, так как, например, календарные праздники (встреча весны, проводы зимы (масленица)) или индивидуальные праздники (именины, свадьба) уходят в глубь веков и являются способом приспособления (синхронизации). Таким образом, людям удалось создать синхронное время, которое выступало в форме постоянно воспроизводимой  вечности.

Условно можно выделить внутреннюю и внешнюю социально-культурную синхронизацию. К внутренней синхронизации можно отнести поведение и ценностные установки каждой личности и ее вписанность в общество. К внешней синхронизации можно отнести процесс достижения общей цели и выработку единых правил жизни[23].

Нормативность всегда была ресурсом регулирующих и синхронизирующих механизмов в процессе исторического развития человеческих отношений, являлась неотъемлемой частью всех культурных процессов.

Львова Елена Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Гуманизация контента современной цифровой среды средствами социально-культурных технологий

На сегодняшний день процесс виртуализации досуговой, воспитательной, познавательной и творческой деятельности является одним из актуальнейших направлений в реализации национальных культурных проектов, что находит отражение в непосредственной практикеevent-менеджеров, педагогов, деятелей культуры, организаторов инновационных форм досуга для различных групп пользователей сети Интернет.

Современное информационное пространство предоставляет уникальные возможности доступа к информационным ресурсам, свободу выбора индивидуальной образовательной траектории, индивидуальный алгоритм выполнения трудовых обязанностей, что в целом позволяет активизировать творческий потенциал личности. При этом опыт использования потенциала информационных электронно-коммуникативных технологий в развитии творческих возможностей личности крайне ограничен и практически не изучен. На этом фоне наиболее заметными и обсуждаемыми в обществе представляются проблемы, связанные с негативным влиянием на человека разного типа зависимостей, порождаемых погруженностью в интернет-среду, тогда как особого внимания заслуживает гуманистический потенциал социально-культурных технологий, свойством которых является возможность противостоять отрицательным факторам воздействия цифрового контента.

Несомненным преимуществом для учреждений, осуществляющих социально-культурную деятельность, является опыт онлайн-мероприятий, где необходимо продумывать каждый этап проведения от планирования и сбора аудитории до проведения и обратной связи после события. Подобные проекты реализуются в двух основных форматах:

во-первых, онлайн-трансляции мероприятий по сети Интернет в режиме реального времени;

во-вторых, акции в социальных сетях, каковыми могут быть видеообращения, различные флешмобы, разнообразные онлайн-квесты и конкурсы, такие как конкурс талантов «ИЗОЛЯЦИЯ», проходивший в социальной сети пространства «FREEDOM» или конкурс видеороликов «Карантиновидение-2020», который вызвал волну положительных отзывов от большинства пользователей Instagram.

Среди достоинств подобных форматов мероприятий:

  • участниками могут стать люди из разных городов и стран;

  • участники имеют возможность обмениваться необходимыми файлами любого формата  текстами, видео, аудио  или демонстрировать их на весь экран во время трансляции;

  • количество мероприятий в день по сравнению с очным форматом может быть увеличено;

  • привлечение большего числа спикеров из разных стран и городов.

Среди недостатков:

  • снижение вовлеченности, поскольку участники могут совмещать просмотр трансляции с другими делами — домашними или рабочими;

  • риск технических неполадок, связанный с тем, что Интернет-эфир зависит от качества соединения;

  • менее тесный контакт с участниками, так как нередко отсутствует непосредственная видеосвязь, в силу чего невозможно увидеть всех участников, их эмоции и реакцию на мероприятие, невозможно получить обратную связь в моменте.

Кроме того, продвижение подобных мероприятий представляет определенную сложность в разработке, поскольку предполагает использование элементов, которые помогут «зацепить» пользователя, особенно молодежь, - обилие фотоматериала, детальное описание и выделение преимуществ в формате GIF- анимаций, создание специальных условий, к каковым относятся промокоды на подарки или иные дополнительные бонусы, а также отзывы пользователей-посетителей.

Другим важным аспектом гуманизации контента современной цифровой среды средствами социально-культурных технологий является расширение возможностей для людей с ограничениями здоровья. Так, в социальных сетях создаются сообщества, специализирующиеся на фильмах с субтитрами, которые объединяют множество людей с дефектами слуха из разных стран, а это, в свою очередь, означает, что существует потребность в дальнейшей разработке этого направления, в развитии начинаний таких проектов как «Кино для незрячих и глухих».[24]

С опорой на имеющийся опыт практически непрерывно активизируется создание специальных интернет-страниц и чатов для локальных групп, объединяющих людей по интересам. В настоящее время и воспитательная деятельность образовательных учреждений не обходится без таких ресурсов, свидетельством чего, в частности, является организованная в текущем учебном году по инициативе деканата танцевальная лаборатория факультета социально-культурных технологий СПбГИК. На странице группы ВКонтакте участники лаборатории взаимодействуют в ходе конкурса названий, мастер-классов на платформе Зум, дискуссий по поводу спектаклей, концертов, прочитанных книг, оказывая тем самым влияние на трансформацию собственной личности, своей среды жизнедеятельности и культурно-образовательного пространства в целом.

Сукало Александр Александрович

доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры

Всероссийский конкурс молодых ученых в области культуры и искусств как площадка презентации инновационных социокультурных проектов

Всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры проводится с 2014 года. Учредителем конкурса явилось Министерство культуры Российской Федерации. Основной целью конкурса, определяемой рядом нормативных документов Министерства культуры РФ в рамках концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ, является повышение эффективности образования и науки в подведомственных МК РФ Федеральных бюджетных образовательных организациях и НИ учреждениях с целью сохранения и развития системы образования в области искусства в РФ, выявления и поддержки талантливых молодых исследователей, содействия профессиональному росту молодых ученых, популяризации их научных достижений.

Задача конкурса – поддержка молодых исследователей, повышение интереса к научно-исследовательской деятельности среди молодежи.

Конкурс организуется ежегодно среди студентов и аспирантов образовательных организаций высшего образования, НИ учреждений в возрасте до 30 лет на момент проведения конкурса и проводится по следующим номинациям:

  • Литературное творчество

  • Музыкальное искусство

  • Театральное, хореографическое и цирковое искусство

  • Кино-, теле- и другие экранные искусства

  • Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

  • Архитектура и дизайн

  • Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

  • Теория и история искусства и культуры

  • Социально-культурная деятельность

  • Библиотечно-информационная деятельность

В 2021 году конкурс проходит в восьмой раз.

Среди членов жюри конкурса, периодически обновляемого, выдающиеся деятели искусств и культуры РФ: Алевтина Петровна Николаева-Чинарова, доктор философских наук, директор НИИ киноискусства ВГИК им. С.А. Герасимова, являвшаяся председателем жюри конкурса на протяжении ряда лет; Борис Николаевич Любимов, ректор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России; Юрий Григорьевич Бобров, доктор искусствоведения, проректор по научной работе СПб государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

В настоящее время, сопредседателями 7 и 8-го Всероссийского конкурса являются Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, научный руководитель Российского института истории искусств; Александр Васильевич Окороков, зам. директора по научной работе, руководитель отдела материального наследия Института Наследия, доктор исторических наук.

В работе экспертного совета в качестве членов жюри принимали и принимают участие и профессора нашего интитута: Валентина Владимировна Брежнева, Андрей Сергеевич Мухин, Николай Николаевич Суворов, Дмитрий Аркадьевич Эльяшевич, Галина Владимировна Варганова.

Работы соискателей номинаций проходят тщательный конкурсный отбор в своих ВУЗах. Каждый ВУЗ может представить на конкурс не более 4 работ по перечню номинаций.

В качестве эксперта 2-8 конкурса автору этих строк пришлось участвовать в конференциях, подводящих итоги конкурса молодых ученых. Выступления победителей в номинациях оставляют яркие впечатления о результатах научных исследований в различных областях искусствоведческого и культурологического знания.

В номинации социально-культурная деятельность в качестве конкурсантов принимали активное участие студенты и магистранты нашей кафедры.

Лауреатами конкурса в различные годы становились Васильева Елизавета Евгеньевна, Щукова Марина Алексеевна вторая премия (3 конкурс, 2016 год); Степанов Тимофей Игоревич -- вторая премия (4 конкурс, 2017 год); Мацко, Виктория Александровна первая премия (7 конкурс 2020 год). Первой премии 3 конкурса (2016 г.) была удостоена и наша магистрантка Сушкова Наталья Владимировна, но в период подачи документов она представляла Тюменский государственный институт культуры.

Студенты ВУЗа неоднократно побеждали в номинациях Библиотечно-информационная деятельность; Теория и история искусства и культуры; Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов.

Экспертиза представленных на конкурс работ позволяет увидеть тендеции развития отечественных исследований, оценить их проектные замыслы и практическую значимость.

Конкурс молодых ученых в сфере культуры и искусства, инициированный Министерством культуры РФ уникальная возможность для молодых исследователей представить свои работы на экспертизу и сделать их предметом обсуждения и оценки профессионального сообщества.

Оригинальные творческие проекты, представляемые по 10 номинациям, убеждают в огромном культурном и научно-исследовательском потенциале нашего отечества а также актуальности и востребованности идей молодых ученых в современных социокультурных практиках.

Востряков Лев Евгеньевич

доктор политических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, Санкт-Петербургский государственный институт культуры 

Кафедра социально-культурной деятельности СПбГИК в условиях реализации ценностно ориентированной модели государственной культурной политики

В условиях вызовов XXI столетия и реализации новой доктрины государственной культурной политики России социально-культурная деятельность обретает статус инструментария государственной культурной политики, технологий проектирования социокультурных коммуникаций и акций, творческих индустрий, сохранения и трансляции аксиологических и антропологических ресурсов отечественной культуры, защиты культурно-информационного пространства России, обеспечиваемых соответствующими институтами и практиками.

Именно поэтому летом 2016 года, когда было принято решение о включении в образовательный процесс вузов Министерства культуры России учебной дисциплины «Основы государственной культурной политики Российской Федерации», ориентированной на реализацию задач государственной культурной политики и функций гражданско-патриотического воспитания, ректорат института закрепил эту дисциплину за кафедрой социально-культурной деятельности.

В целях научно-методического обеспечения подготовки будущих специалистов при активном участии преподавателей кафедры был подготовлен учебник «Основы государственной культурной политики»[25], который получил общероссийское признание. Следует отметить, что в конкурсе на создание концепции пособия принимали участие несколько авторских коллективов, в том числе – из МГУ им. М.В. Ломоносова, Президентской академии, ряда университетов, однако, победил проект, представленный кафедрой социально-культурной деятельности СПбГИК. Авторский коллектив учебника под общей редакцией ректора института А.С. Тургаева исходил из того, что в рамках ценностно ориентированной модели культурной политики учебная дисциплина «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» призвана обеспечить единство обучения, воспитания и развития личности обучающихся. Несомненно, одним из важнейших критериев результативности данного учебного курса должна стать готовность выпускников вузов культуры в процессе организации социально-культурной деятельности эффективно решать актуальные задачи государственной культурной политики. Строгое соответствие изданного в институте культуры учебного пособия требованиям, предъявляемым дважды актуализированным федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО 3++) в области культуры и искусств, подтверждает заключение Координационного совета по области образования «Искусство и культура». Федеральные учебно-методические объединения в системе высшего образования по области образования «Искусство и культура» подготовленное нашим институтом издание «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» рекомендовали в качестве учебного пособия для студентов бакалавриата и специалитета в рамках реализации образовательных программ по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 50.00.00 «Искусствознание», 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты», 52.00.00 «Сценические искусства и литературное творчество», 53.00.00 «Музыкальное искусство», 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств», 55.00.00 «Экранные искусства».

Подготовка менеджеров «социально-культурной деятельности как субъектов федеральной, региональной и муниципальной культурной политики»[26], требует большого внимания к формированию мировоззренческих позиций личности будущего специалиста, его профессионально-значимых качеств, позволяющих осознанно воспринимать социальные процессы и явления, быстро адаптироваться к освоению новых видов деятельности, эффективно и заинтересовано участвовать в жизни общества.

Философ, педагог, ученый, бессменный заведующий кафедрой социально-культурной деятельности СПбГИК на протяжении четверти века М. А. Ариарский утверждал, что приоритетом в подготовке менеджеров XXI столетия является формирование таких профессиональных качеств, как:

  • «философская, культурологическая и социально-педагогическая эрудиция;

  • фундаментальность, динамизм и адаптивность профессиональных знаний, умений и навыков;

  • профессиональная устойчивость, мобильность, уверенность в своих силах;

  • способность интегрировать в себе требования культуры, экономики, политики, права, нравственности, эстетики, экологии, технических возможностей социально-культурной деятельности;

  • открытость для всего нового, прогрессивного, перспективного»[27].

Единство высокого уровня общей культуры, ценностно ориентированных профессиональных знаний и компетенций, потребность в интенсивном освоении новых технологий и социально-культурных практики (в том числе в цифровом пространстве современного социума), способность к опережению в своей деятельности ее потребностей в сочетании с социально-культурной активностью позволит менеджеру социально-культурной деятельности как «носителю культуры» выполнять свое самое главное предназначение – формировать «человека культуры».

Для Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, созданного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» на базе Петербургского государственного института культуры, кафедрой была подготовлена и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Государственная культурная политика современной России» ориентирована на формирование новой и совершенствование имеющихся профессиональных компетенций, необходимых для эффективного осуществления различных направлений социально-культурной деятельности в контексте достижения задач государственной культурной политики, формирования единого культурного пространства, вовлечения всех групп населения в мир культуры и творчества.

Осуществление программы способствовало продуктивной коммуникации преподавателей со слушателями программы, которые не только отмечали достижения в процессе реализации государственной культурной политики, но также акцентировали внимание на проблемах, с которыми сталкиваются прежде всего на региональном и местном уровне, вносили конкретные предложения по ее совершенствованию практики осуществления государственной культурной политики. Слушатели программы констатировали, что «страну захлестнула низкокачественная зарубежная массовая культура», подчеркивая: «особенно раздражают бесконечные телевизионные ток-шоу, ориентированные на скандалы и сенсации», настаивали на том, что «задачей первостепенной важности представляется государственная поддержка и модернизация материально-технической базы сферы культуры». Участники программы подчеркивали, что в условиях «современной России с точки зрения ценностно ориентированного подхода наиболее актуальными будут являться мероприятия государственной культурной политики, направленные на работу с детьми и молодежью (новое поколение) – воспитание, образование, привитие традиционных духовно-нравственных ценностей, создание условий для самореализации, желания жить в России», обращали внимание на «необходимость стимулировать создание произведений (кино, изобразительное искусство и т. п.), отвечающих традиционным культурно-нравственным ценностям России, направленным на воспитание подрастающего поколения. Это один из факторов национальной безопасности нашей страны». Довольно показательной в этой связи выступает позиция одного из слушателей: «В современных геополитических условиях актуальным становится рассматривать культурную политику с точки зрения включенности ее в систему национальной безопасности. Духовное взросление, развитие гражданской идентичности, мировоззренческое становление и нравственное совершенствование – должны стать наиболее эффективными элементами государственной культурной политики современной России».

Тот факт, что Указом Президента России от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» впервые в число национальных проектов вошла культура, только актуализирует работу кафедры социально-культурной деятельности. Современное развитие кафедры в полной мере созвучно поручению, которое Президент дал Правительству России: «при разработке национальной программы в сфере культуры обратить особое внимание на необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации»[28].

Приоритетными направлениями профессиональной подготовки менеджеров для социально-культурной сферы, адекватными вызовам XXI века и задачам государственной культурной политики, по мнению преподавателей кафедры, выступают:

  • обновление содержания профессионального образования за счет интеграции в его базовые, исторически оправданные компоненты инновационных социально-культурных практик, ориентированных на возвышение духовных потребностей и интеллектуального потенциала человека, стимулирование развития социально-культурных инициатив у разных категорий граждан;

  • воспитание «человека культуры», «формирование его сопричастности, “родственности” миру в гармоничном единении с человеческим сообществом, в осознании взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием национальной культуры; в сохранении собственной целостности и уникальности»[29];

  • укоренение системы ценностных ориентаций, базирующихся на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, которые реализуют свои созидательные функции лишь тогда, когда «освоены человеком, сумевшим интериоризировать их богатство»[30]; на осознании места профессии в жизни общества и нравственно-этических принципах ее носителей.

Для решения этих задач кафедра социально-культурной деятельности СПбГИК обладает многолетним успешным опытом и традициями подготовки кадров, потенциалом профессорско-преподавательского состава и сложившимися многолетними партнерскими связами.

Гагач Мария Геннадьевна

кандидат философских наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, ФГБОУ ВО «Московский государственный институт культуры»

Добровольческое движение в сфере сохранения культурного наследия народов Российской Федерации

Создание общественных движений и объединений является одним из признаков становления и развития гражданского общества в Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об общественных объединениях" общественным движением является «состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения»[31].

Одним из новых институтов гражданского общества в нашей стране является институт волонтерства, способный объединить людей разных социальных групп на основе общей цели. В соответствии с Концепцией развития добровольчества в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФв 2018 году, подготовка волонтеров и деятельность волонтерских организаций ведется по различным направлениям, включая сферы здравоохранения, образования, социальной поддержки населения, культуры, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания правовой помощи населению и другие сферы.

В 2019 году Министерство культуры РФ включило федеральную программу «Волонтеры культуры» в Национальный проект «Культура», а на базе Ассоциации волонтерских центров создана Дирекция общественного движения «Волонтеры культуры». Сегодня в Ассоциацию входят 1016 общественных организаций из 83 регионов РФ, объединяя более 1 млн. волонтеров. Основными задачами движения является формирование сети волонтерских центров на базе образовательных, государственных, общественных организаций, учреждений в сфере культуры, вовлечение граждан в деятельность по восстановлению культурного наследия страны, сохранения памятников истории и культуры, содействие в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры.

За прошедшие два года в 35 субъектах Российской Федерации проведено более 90 мероприятий по ремонту объектов культурного наследия и благоустройству территорий. Региональными органами власти в сфере культуры и охраны памятников оказана необходимая организационная и экспертно-методическая помощь волонтерам. Всего волонтеры провели работы по благоустройству на 981 объектах культурного наследия, в том числе реализован пилотный проект «Практическая сессия «Волонтеры наследия». За 8 смен продолжительностью от 7 до 14 дней 2 000 добровольцев из 38 регионов Российской Федерации своим трудом восстанавливали исторический облик одного из древнейших городов России – Печоры Псковской области.

Успешно реализуются такие флагманские проекты, как “Культурный квест”, который является результатом активного сотрудничества добровольческих организаций с учреждениями культуры г.Санкт-Петербурга,«Навигатор добровольчества»(Республика Карелия), проекты Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (г. Москва).Акция «Раскрась Томск» включает в себя организацию работ по приведению в порядок фасадов памятников архитектуры и сооружений, формирующих историческую среду. В проект вовлекаются жители города, представители городских коммерческих и некоммерческих организаций.

Еще одним интересным событием в сфере сохранения культурного наследия является проект "100 уникальных сел Бурятии". Ежегодно проводится фестиваль «Черемухи» с участием творческих коллективов из Монголии и России, разработаны туристические маршруты с посещением водопада Сайлак, хобби - тур для желающих обучиться старобурятскому методу валяния «Тохом». В Республике Северная Осетия – Аланияна протяжении 5 лет ведется работа над воссозданием родового башенного комплекса на площади 5700 кв.м. Комплекс включает в себя историческую часть селения, состоящую из 12 ярусов ландшафта с древними каменными кладками, улицами, ремесленными мастерскими, фруктовыми садами и другими зонами, отражающими быт и культуру средневековой Алании. На территории комплекса уже имеется крытая посадочная зона под осадной стеной на 350 человек. Планируется, что студенты филологического факультета и факультета журналистики Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагу́рова будут информационными гидами и сотрудниками медиа-центра, будут показывать театрализованные представления, а студенты факультета искусств и художественного училища будут проводить мастер-классы в ремесленных мастерских.

Студенты, обучающиеся в вузах по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность», часто участвуют в организации и проведении различных проектов и акций на добровольной основе. Это помогает им применить полученные знания и умения на практике, способствует формированию профессиональных компетенций. Одним из условий развития института волонтерства в молодежной среде является создание студенческих объединений в высших учебных заведениях. Например, в Кемеровском государственном институте культуры на кафедре социально-культурной деятельности создано клубноеобъединение «Волонтеры культуры», в состав которого входит примерно 35–40 студентов.[32]Они разрабатывают проекты, направленные на решение социально значимых проблем Кемеровской области, такие как «Музей для молодежи», «Открытая арена» – пространство, в котором будут созданы условия для развития инклюзивного творчества и интеграции детей и подростков с инвалидностью в социальную среду. В студенческой среде добровольческая деятельность формирует и развивает специалистов, которые способны активно реализовать себя в государственных и общественных структурах, совмещая свои возможности в личностном развитии с потребностями гражданского общества.

Каминская Надежда Дмитриевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Эртман Елена Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Актуализация национально-культурных традиций в учреждениях

социально-культурной сферы

Поддержание и воспроизводство национально-культурных традиций представляет собой основание государственной политики по формированию сознания общества и нравственно-этического мировоззрения его членов, что обеспечивается посредство приобщения к культурным ценностям и изучения исторического наследия страны. Национально-культурные традиции имеют принципиальное значение для граждан страны, поскольку формируют   историческое самосознание, служат источником патриотизма, чувства национальной гордости, а также обеспечивают этнокультурную идентичность. Национально-культурные традиции необходимо изучать как ресурс в контексте политического, социально-экономического и социально-культурного развития территорий. Сегодня, учитывая осознание важности сохранения культурного наследия, необходимо реализовывать потенциал социально-культурных институтов, деятельность которых нацелена на трансляцию ретроспективного опыта последующим поколениям и его адаптацию в современном контексте, актуальном как для конкретного субъекта, так и для различных социальных общностей.[33]

Под актуализацией национально-культурных традиций следует понимать процесс и результат обеспечения востребованности и активного включения в социально-культурные процессы национально-культурного наследия в современных формах, определение его роли и функций для развития современной социально-культурной сферы.

Основными направлениями деятельности социально-культурных учреждений по актуализации национально-культурного наследия являются:

  • интенсивное взаимодействие субъектов социально-культурной среды, нацеленное на сохранение и распространение знаний о сущности и формах традиций;

  • существенным аспектом реализации социально-культурных технологий, направленных на актуализацию традиций выступает интенсификация творческих и организационных связей, как в среде носителей, так и их контактов с трансляторами этих ценностей.

В современных условиях актуализация национально-культурных традиций осуществляется на разных уровнях и подразумевает:

  • базовое ознакомление с традиционными ценностями;

  • создание условий для вовлечения различных социальных групп в социально-культурную деятельность, ориентированную на традиционное народное творчество (выставки, фестивали, воркшопы, мастер-классы, вебинары);

  • стимулирование интереса к определенным национально-культурным традициям, подкрепленного поиском углубленной этнологическойинформации, а также систематическим посещением специализированных студий, клубов, мастерских;

  • активное развитие системы дополнительного образования в сфере этнокультурного творчества и расширение сектора его форм;

  • интенсификация продвижения национально-культурных традиций, как на профессиональном, так и на самодеятельном уровне - организация студий-мастерских, проведение мастер-классов для профессионалов, организация выставочных пространств и др.

Ведущими субъектами социально-культурной сферы, включенными в процессы актуализации национально-культурных традиций, являются выставочные центры, краеведческие музеи, детские творческие студии, досуговые учреждения, этнокультурные центры, дома ремесел и пр. Включение в процесс актуализации культурного наследия учреждений разного профиля позволяет существенно расширить аудиторию, вовлеченную в изучение традиций. Значительный вклад в актуализацию национально-культурных традиций вносят учреждения социально-культурной сферы, деятельность которых направлена на сохранение национально-культурных традиций конкретных этносов, к которым можно отнести архитектурно-этнографические и ландшафтные музеи-заповедники, этнографические музеи, историко-этнографические парки, этнодеревни, этнопарки, этнографическими ландшафтными комплексами, эко деревни и т. д.

Детальный анализ функционирования этнокультурных центров, направленной на развитие национально-культурных традиций, позволяет выделить учреждения, имеющие моноэтническую и полиэтническую направленность деятельности. Моноэтнические учреждения представляют историко-культурные традиции одного этноса: например, финно-угорской группы (корелы, вепсы, мари и т.д.), татар, русских, ненцев, т.д. Учреждения этнокультурной направленности ЦФО в большинстве случаев представляют культурное наследие русских. В СЗФО пятьдесят три процента этнокультурных центров ориентированы на сохранение и трансляцию именно русских традиций; тридцать три процента учреждений связаны с наследием финно-угорских народов, десять процентов связаны с национально-культурными ценностями других народов.[34] Деятельность этнокультурных центров, имеющих полиэтническую направленность, раскрывающую уникальность различных этносов мира во взаимодействии и взаимозависимости традиций, составляет в ЦФО и в СЗФО по два процента, в ПФО – более десяти процентов.

Перед общественными институтами, воспроизводящими и ретранслирующими национально-культурные традиции, встает ряд сложнейших вопросов защиты и сохранения материального и культурного наследия как совокупности ценностей. Противодействие разрыву преемственности культуры и передачи ее элементов от поколения поколению может осуществляться посредством механизма актуализации национально-культурных традиций, субъектами-реализаторами которого становятся социально-культурные учреждения.

Васильева Елизавета Евгеньевна

преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Культурно-образовательное пространство вуза как площадка интеллектуальных коммуникаций студенчества 

В настоящее время образовательные онлайн- платформы активно внедряются в различные виды культурных практик. Студенческая среда не стала исключением. Современная студенческая среда – это особое социально-культурное пространство, в котором студенты могут получить всё необходимое для личностного и профессионального развития.

Если еще несколько лет назад получение диплома о высшем образовании ассоциировалось в основном с элементом престижа, статуса и «галочкой» в анкете для приёма на работу, то в настоящее время ситуация кардинально изменилась, как среди студенческой молодежи, так и среди работодателей.

Современные культурные практики говорят нам о том, что студент хочет понимать для чего нужны получаемые знания, как он может применять их в реальной профессиональной жизни и что ему еще не хватает, каких знаний, навыков, умений для личностного и профессионального роста. Таким образом, концепция «self-mademan» (человек, сделавший себя сам) становится все более и более актуальной, и даже в какой-то степени приоритетной задачей в становлении молодежи.

На основе этого возникает очень любопытный феномен в современной молодежной культуре. Инициаторами получения знаний выступают не учебные заведения и система образования и просвещения в целом, а молодежь, студенты.

Данный концепт поддерживается и со стороны государства. Взяв за основу основные тренды молодежной профессиональной среды, руководство страны создает большое число проектов, которые поддерживают инициативную молодежь. К примеру, проект «Профстажировки 2.0» – новый механизм взаимодействия студента образовательной организации и работодателя, задействующий студенческие работы и стажировки в качестве социального лифта для молодежи.

«Хакатон» – одна из самых популярных форм привлечения талантливой молодежи. Хакатоны проводятся как на базе коммерческих корпораций (Google, Microsoft,Сбербанк, ВТБ, Газпром и т.д.), так и на государственном уровне, например, от Правительства РФ, Правительства Москвы и т.д.). Такие хакатоны чаще всего направлены на решения проблем связанных с различными социальными проблемами в сфере экономики, культуры, экологии и т.д.

Если рассматривать данный феномен не только с культурологической точки зрения, но и с педагогической, то сложно однозначно сказать, является ли данный формат эффективным и продуктивным для образовательного процесса. Но, все же нельзя отрицать, что с позиции молодежи, которая хочет уделять внимание личностному саморазвитию, самообразованию, но которая не имеет достаточного времени, в связи с загруженностью на работе, финансовыми трудностями или большим объемом повседневной рутинной деятельности, которая отнимает много времени, а также, огромным объемом информации, в целом. Возможность получать знания «тезисно» и по необходимости изучать более детально «нужную в данный момент» информацию, является неплохой альтернативой в противопоставлении отсутствия знаний вовсе.

Подтверждением данной теории может служить активно развивающиеся интернет-площадки, которые изначально предусматривались как развлекательные платформы (Youtube, TikTok, Вконтакте и т.д.), но с изменениями запросов целевой аудитории сместили или дополнили свой контент образовательными блоками.

Так, например, в самом популярном в мире видеохостинге «Youtube» были созданы образовательные каналы для молодежи, авторами которых также частично является молодежь.

«ПостНаука» один из крупнейших русскоязычных каналов о современной науке и официальное представительство проекта на YouTube., «Научпок» – научное шоу информационно-развлекательного интернет-канала CarambaTV.«Чердак» – научно-образовательный проект государственного информационного агентства России ТАСС.

«Arzamas» - данный образовательный канал специализируется на гуманитарных дисциплинах: литература, история, мифология.

Еще одной популярной молодежной онлайн-площадкой является TikTok, в котором появился раздел с образовательными видео «TikTokУнивер». В нем можно найти ролики по искусству, науке, иностранным языкам и интерьеру.

В июне 2019 года TikTok запустил в Ин­дии чел­лендж #Edu­Tok и по­про­сил мест­ных поль­зо­ва­те­лей по­де­лить­ся обу­ча­ю­щи­ми 15-се­кунд­ны­ми ро­ли­ка­ми. Так на плат­фор­ме было опубликовано боль­ше 10 мил­ли­о­нов ви­део. Ком­па­ния ре­ши­ла про­дви­гать про­фес­си­о­наль­ный об­ра­зо­ва­тель­ный кон­тент, в том чис­ле два канала про изу­че­ние ан­глий­ско­го язы­ка. Так­же Tik­Tok на­чал со­труд­ни­чать с мест­ны­ми он­лайн-шко­ла­ми:  Vedantu,  GradeUp и Toppr. Их пре­по­да­ва­те­ли сни­ма­ли об­ра­зо­ва­тель­ные ро­ли­ки для соц­се­ти. Те­ма­ти­ка кон­тен­та рас­ши­ри­лась – те­перь в #Edu­Tok мож­но най­ти ви­део, обу­ча­ю­щие ма­те­ма­ти­ке, есте­ствен­ным на­у­кам и даже фит­не­су. Продолжением данного проекта по всему миру стал «Tik­TokУни­вер».

Таким образом, распространение образовательных онлайн-платформ будет способствовать:

– популяризации науки и научных коммуникаций среди студенческой молодежи, которая поддерживается на государственной уровне и отражает указы Президента 2021г. и основные направления работы государственной молодежной политики до 2025г.;

– дополнению актуальных профессиональных знаний в изучаемой студентом области. Как показывает практика, образовательная система дает базисные знания, но при этом не всегда поспевает за актуальными тенденциями. Онлайн-ресурсы не только оперативно транслируют получаемую информацию, но и собирают ее из различных источников, проводя своего рода контент – анализ и публикуя уже готовые эмпирические выводы;

– формированию личностных качеств и навыков, связанных с повышением интеллектуального уровня, развитию творческого подхода, креативности, коммуникабельности, оперативности, умению воспринимать, перерабатывать большой объем информации, делать выводы и применять полученные знания на практике, что так необходимо для будущего успешного высококвалифицированного специалиста.

Подводя итог, стоит также отметить, что в настоящее время образовательные онлайн-платформы, несмотря на их популярность и привлекательность, существуют зачастую опосредовано от высших учебных заведений. Лишь некоторые из них частично интегрируются в образовательную среду. К сожалению, несмотря на большое число положительных характеристик и широкий функционал, научное и педагогическое сообщества довольно неоднозначно относятся к интеграции научной и интернет среды. Хотя потенциал онлайн-платформ в формировании культурно-образовательной среды вуза мог бы принести очень эффективный результат.


[1] Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ о 24 декабря 2014 г. № 808) URL:https://base.garant.ru/70828330/ (дата обращения: 15.09.2021).

[2] О национальных целях развития России до 2030 года (указ Президента РФ от 21 июля 2020 г.) URL:http://kremlin.ru/acts/news/63728(дата обращения: 15.09.2021).

[3]Линдстром М. Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя /Пер.с англ. - Москва: Эксмо, 2010. - 240 с.

[4]Генкин Б.М. Человек и его потребности / Б.М. Генкин. - Москва: Инфа-М, Норма, 2013. - С.67.

[5]Литвинцева Г.Ю. Культурология досуга: учебное пособие / Г.Ю. Литвинцева. - Санкт-Петербург: Культ-ИнформПресс, 2018. - С. 55.

[6]Дюмазедье Ж.Р. На пути к цивилизации досуга / Ж.Р. Дюмазедье // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-психологические исследования, 1993. - № 1. - С.83.

[7]Абрамова Н.В., Железовская Г.И., Гудкова Е.Н. Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности / Н.В. Абрамова, Г.И. Железовская, Е.Н. Гудкова // Перспективы науки и образования, 2014. - № 1(7). - С.122.

[8]Кавера В.А. Специфика и перспективы развития современного молодежного досуга / В.А. Кавера / Вестник Санкт-Петербургского института культуры. - Санкт-Петербург, 2019. - № 3 (40). - С.118.

[9]Растатуева С.Г. Репрезентация концепта «толерантность» врусскомязыке:автореф.дис.…канд.филолог.наук / С.Г. Растатуева. Елец: изд–во Елецкого гос. ун–та им. И.А. Бунина, 2008. 21 с.

[10]Неровная Н.А. Национальная специфика лексико-фразеологической объективации близких по содержанию концептов: автореф. дис. … канд. филолог. наук. / Н.А. Неровная. Воронеж: изд-во ВГУ, 2009. 204 с.

[11]Воропаева В.А. Сопоставительная характеристика английских, немецких и русских паремий и фразеологизмов, выражающих толерантность: дис. канд. филол. наук / В.А. Воропаева. Тамбов: изд-во Тамбовского гос. тех. ун-та. 2007. 168 с.

[12]Декларация принципов терпимости [Электронный ресурс]: Добро пожаловать в ООН! URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения 13.02.2021).

[13]Апанасюк Л.А. Психолого-педагогические факторы реализации социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 6 (110). С. 153-158.

[14] Психология и культура / под ред. Д. Мацумото. Психологическая энциклопедия СПб.: Питер, 2003. 416 с.

[15] Дудник Л., Невская М.В. Сущность межкультурной коммуникативной компетенции и ее формирование при обучении деловому общению / Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковом вузе в современной образовательной парадигме: сб. науч. трудов заоч. науч-практ. конф. 2016. С. 97-111.

[16]Апанасюк Л.А. Теоретико-методологическое обоснование социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 1 (117). С. 161-165.

[17] Жукова Л.С., Юдина А.И. Социально-культурные условия межкультурного сотрудничества студенческой молодежи / Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. № 47. 2019. С.231-237.

[18]Национальная юридическая энциклопедия Теория государств и права в схемах и определениях. Баранов А.В.URL:https://determiner.ru/termin/normativnost.html (дата обращения:09.10.2021)

[19]Durkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Le système totémique en Australie. – Paris, 1912. – P. 65.

[21]Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (идеология и гуманистическое будущее России) // Волков Ю.Г., Малицкий В.С. Идеология и гуманизм. – М., 2004. – С. 110-115.

[22] Ефимова Т.В., Ильинская Е.А. Социально-культурные синхронизаторы и регуляторы: монография/Т.В. Ефимова, Е.А. Ильинская – СПб.: Астерион, 2015. – С. 19.

[23]Ефимова Т.В., Ильинская Е.А. Социально-культурные синхронизаторы и регуляторы: монография/Т.В. Ефимова, Е.А. Ильинская – СПб.: Астерион, 2015. – С. 20.

[24]http://www.zhit-vmeste.ru

[25] Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева; ред.-сост. Л.Е. Востряков. –Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 336 с.

[26] Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский. – Санкт-Петербург: Концерт, 2008. – С. 542.

[27] Ариарский, М.А. Педагогическая культурология в 2 томах. Том 2. Социально-культурная деятельность и технологии ее организации / М. А. Ариарский. – Санкт-Петербург: Концерт, 2012. – С. 305.

[28] О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: утв. Указом Президента России от 7 мая 2018 г. №204 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. – № 20. – ст. 2817.

[29] Ивлиева И. А., Полагутина Л. В. Социальное партнерство вуза и работодателя как условие повышения качества подготовки менеджеров социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. – 2016. – №2. – С. 143.

[30] Ариарский М. А., Ивлиева И. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования: монография. – Казань: Данис, 2007. – 155 с.

[31]Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция)[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (Дата обращения 15.10.2021)

[32]Пономарев В.Д., Лазарева Л.И. Культурное волонтерство как фактор развития гражданского общества: региональный аспект // Вестник Кемеровского университета культуры и искусств. - 2021. – № 55.- С.230.

[33]Каминская Н.Д., Эртман Е.В. Реализация рекреационного потенциала этнокультурных центров//Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. МГИК. Москва, 2020. - № 2. - С.96-107.


2Каминская Н.Д., Эртман Е.В. Социально-культурные технологии как фактор сохранения традиционного искусства в центрах народных промыслов//Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры.- СПбГИК, 2016. – № 1. - С. 80-87.

исключением. Современная студенческая среда – это особое социально-культурное пространство, в котором студенты могут получить всё необходимое для личностного и профессионального развития.

Если еще несколько лет назад получение диплома о высшем образовании ассоциировалось в основном с элементом престижа, статуса и «галочкой» в анкете для приёма на работу, то в настоящее время ситуация кардинально изменилась, как среди студенческой молодежи, так и среди работодателей.

Современные культурные практики говорят нам о том, что студент хочет понимать для чего нужны получаемые знания, как он может применять их в реальной профессиональной жизни и что ему еще не хватает, каких знаний, навыков, умений для личностного и профессионального роста. Таким образом, концепция «self-mademan» (человек, сделавший себя сам) становится все более и более актуальной, и даже в какой-то степени приоритетной задачей в становлении молодежи.

На основе этого возникает очень любопытный феномен в современной молодежной культуре. Инициаторами получения знаний выступают не учебные заведения и система образования и просвещения в целом, а молодежь, студенты.

Данный концепт поддерживается и со стороны государства. Взяв за основу основные тренды молодежной профессиональной среды, руководство страны создает большое число проектов, которые поддерживают инициативную молодежь. К примеру, проект «Профстажировки 2.0» – новый механизм взаимодействия студента образовательной организации и работодателя, задействующий студенческие работы и стажировки в качестве социального лифта для молодежи.

«Хакатон» – одна из самых популярных форм привлечения талантливой молодежи. Хакатоны проводятся как на базе коммерческих корпораций (Google, Microsoft,Сбербанк, ВТБ, Газпром и т.д.), так и на государственном уровне, например, от Правительства РФ, Правительства Москвы и т.д.). Такие хакатоны чаще всего направлены на решения проблем связанных с различными социальными проблемами в сфере экономики, культуры, экологии и т.д.

Если рассматривать данный феномен не только с культурологической точки зрения, но и с педагогической, то сложно однозначно сказать, является ли данный формат эффективным и продуктивным для образовательного процесса. Но, все же нельзя отрицать, что с позиции молодежи, которая хочет уделять внимание личностному саморазвитию, самообразованию, но которая не имеет достаточного времени, в связи с загруженностью на работе, финансовыми трудностями или большим объемом повседневной рутинной деятельности, которая отнимает много времени, а также, огромным объемом информации, в целом. Возможность получать знания «тезисно» и по необходимости изучать более детально «нужную в данный момент» информацию, является неплохой альтернативой в противопоставлении отсутствия знаний вовсе.

Подтверждением данной теории может служить активно развивающиеся интернет-площадки, которые изначально предусматривались как развлекательные платформы (Youtube, TikTok, Вконтакте и т.д.), но с изменениями запросов целевой аудитории сместили или дополнили свой контент образовательными блоками.

Так, например, в самом популярном в мире видеохостинге «Youtube» были созданы образовательные каналы для молодежи, авторами которых также частично является молодежь.

«ПостНаука» один из крупнейших русскоязычных каналов о современной науке и официальное представительство проекта на YouTube., «Научпок» – научное шоу информационно-развлекательного интернет-канала CarambaTV.«Чердак» – научно-образовательный проект государственного информационного агентства России ТАСС.

«Arzamas» - данный образовательный канал специализируется на гуманитарных дисциплинах: литература, история, мифология.

Еще одной популярной молодежной онлайн-площадкой является TikTok, в котором появился раздел с образовательными видео «TikTokУнивер». В нем можно найти ролики по искусству, науке, иностранным языкам и интерьеру.

В июне 2019 года TikTok запустил в Ин­дии чел­лендж #Edu­Tok и по­про­сил мест­ных поль­зо­ва­те­лей по­де­лить­ся обу­ча­ю­щи­ми 15-се­кунд­ны­ми ро­ли­ка­ми. Так на плат­фор­ме было опубликовано боль­ше 10 мил­ли­о­нов ви­део. Ком­па­ния ре­ши­ла про­дви­гать про­фес­си­о­наль­ный об­ра­зо­ва­тель­ный кон­тент, в том чис­ле два канала про изу­че­ние ан­глий­ско­го язы­ка. Так­же Tik­Tok на­чал со­труд­ни­чать с мест­ны­ми он­лайн-шко­ла­ми:  Vedantu,  GradeUp и Toppr. Их пре­по­да­ва­те­ли сни­ма­ли об­ра­зо­ва­тель­ные ро­ли­ки для соц­се­ти. Те­ма­ти­ка кон­тен­та рас­ши­ри­лась – те­перь в #Edu­Tok мож­но най­ти ви­део, обу­ча­ю­щие ма­те­ма­ти­ке, есте­ствен­ным на­у­кам и даже фит­не­су. Продолжением данного проекта по всему миру стал «Tik­TokУни­вер».

Таким образом, распространение образовательных онлайн-платформ будет способствовать:

  • популяризации науки и научных коммуникаций среди студенческой молодежи, которая поддерживается на государственной уровне и отражает указы Президента 2021г. и основные направления работы государственной молодежной политики до 2025г.;

  • дополнению актуальных профессиональных знаний в изучаемой студентом области. Как показывает практика, образовательная система дает базисные знания, но при этом не всегда поспевает за актуальными тенденциями. Онлайн-ресурсы не только оперативно транслируют получаемую информацию, но и собирают ее из различных источников, проводя своего рода контент – анализ и публикуя уже готовые эмпирические выводы;

  • формированию личностных качеств и навыков, связанных с повышением интеллектуального уровня, развитию творческого подхода, креативности, коммуникабельности, оперативности, умению воспринимать, перерабатывать большой объем информации, делать выводы и применять полученные знания на практике, что так необходимо для будущего успешного высококвалифицированного специалиста.

Подводя итог, стоит также отметить, что в настоящее время образовательные онлайн-платформы, несмотря на их популярность и привлекательность, существуют зачастую опосредовано от высших учебных заведений. Лишь некоторые из них частично интегрируются в образовательную среду. К сожалению, несмотря на большое число положительных характеристик и широкий функционал, научное и педагогическое сообщества довольно неоднозначно относятся к интеграции научной и интернет среды. Хотя потенциал онлайн-платформ в формировании культурно-образовательной среды вуза мог бы принести очень эффективный результат.