Практика

Фольклорно-этнографическая практика относится к фундаментальной составляющей профессиональной подготовки руководителей вокально-хоровых коллективов, преподавателей, артистов. Общение с носителями традиционного песенного искусства, опыт записи произведений устной традиции создают необходимый контекст для цикла специальных дисциплин, всевозможных эвристических задач как творческого, так и исследовательского плана.

Полевая исследовательская работа, творческие контакты с народными исполнителями, поиск материалов и подготовка концертных программ и спектаклей являются насущными задачами фольклорных экспедиций; в то же время целенаправленное пополнение и разработка архива Фольклорного научно-образовательного центра им. И. А. Волкова служат педагогическим и научным задачам. С самого начала деятельности кафедры фольклорные экспедиции были непременной частью учебного процесса — как в форме практики собирания и исследования аутентичных певческих стилей, так и в качестве основы учебного процесса. Постепенно сложились определенные направления экспедиционной работы, как территориальные, так и методические (практики исследовательские, нацеленные на сплошное музыкально-этнографическое обследование избранных локусов, и перенимательские — работа с первоклассными ансамблями, выявленными не только в процессе собственных полевых изысканий, но и открытыми другими собирателями). 

География экспедиций кафедры

Первая фольклорная экспедиция кафедры состоялась в 1973 г. в Лужском районе Ленинградской области. Далее группы работали в разных регионах России:

Ленинградская обл. (1973 – 2010 гг.), Новгородская обл. (1978 – 1987 гг.), Псковская обл. (1977 – 1989 гг.), Смоленская обл. и  русско-белорусское пограничье (1988 – 2004 гг.), Волгоградская обл. (2003 – 2008 гг.),  Курская обл. (1989 – 2016 гг.), Краснодарский край (1995 – 2011 гг.), республика Коми (1994, 2015 гг.), Воронежско-белгородское пограничье (1988 – 2016 гг.), Архангельская обл. (1976, 1985, 2009 – 2014 гг.), Вологодская обл. (1981 – 1982, 1989, 2004 гг.) и др.

На сегодняшний день на кафедре собраны большие коллекции, отражающие многолетнюю работу конкретных экспедиций: Лужская, Гдовская, Северно-Новгородская (Тихвинская), Невельская, Белгородская, Смоленская, Курская, Пинежская, Волгоградская. Их дополняют материалы более коротких маршрутов в Вологодскую, Архангельскую, Калужскую, Ростовскую области, Республику Коми, Республику Мордовию и Удмуртскую Республику, Краснодарский край. На полевой работе и её материалах основаны многочисленные публикации сотрудников кафедры (Н. К. Бондарь, Е. Е. Васильевой, Л. П. Гуляевой, М. А. Кузнецовой, Т. С. Молчановой, В. М. Сивовой), студентов и выпускников (А. Быстровой, М. Бурьяк, А. Гаджиевой), в том числе и диссертационные исследования.

Маршруты и конкретные задачи каждой группы разрабатывает её руководитель; затем они обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. Сроки проведения фольклорно-этнографической практики: конец июня — первая половина июля, после  сессии.

Подготовка к фольклорно-этнографической практике осуществляется в форме установочных занятий с каждой из групп.

Занятия проводят преподаватели-фольклористы совместно с руководителем группы. В обязательную программу входят: предварительное составление вопросников, репертуарных списков; анализ записей, сделанных в том же регионе (по возможности); моделирование рабочих ситуаций. В процессе подготовки и прохождения экспедиционной практики каждый студент должен пройти все рабочие позиции: работать с техникой, вести реестры, дневник, писать тексты. Отчёт по практике состоит в представлении чистовых материалов (записи снабжены реестрами; выверены полевые тетради; дневники по рабочим дням — индивидуальные отчёты каждого участника; фотоматериалы; статистика сделанных записей; картотека диалектных форм составляют общий отчёт группы). Материалы вместе с индивидуальными отчётами проверяются руководителем группы и преподавателем, который вёл практические занятия. Отчёты подаются в течение месяца в начале осеннего семестра. Экспедиция считается завершённой после сдачи материалов в архив ФНОЦ им. И. А. Волкова.

Маршруты, задачи и сроки самостоятельной экспедиционной работы  обсуждаются в индивидуальном порядке. Отчёты по ним подаются в полном объёме: записи с выверенными реестрами, полевые тетради, дневники, статистика; описание, расшифровка текстов и инципитные нотные расшифровки.

В планах кафедры регулярные фольклорно-этнографические экспедиции являются важнейшей формой общения студентов с традиционной культурой, основой для их профессионального становления. География экспедиций определяется, с одной стороны, необходимостью прямой передачи песенного искусства и, следовательно, обращения к живым очагам песенной традиции (север, казаки, южнорусские). С другой стороны, предполагается продолжать уже начатые направления исследований в «контактных зонах» русской/финно-угорской культур (на севере — вепсы, карелы, ижора; в Поволжье — мордва и мари; в Приуралье — удмурты).

Экспедиции:

  • Усть-Цильма, Республика Коми, 1994 г. Руководитель: В. М. Сивова;
  • Брянская область, 2003-2006 гг. Руководитель: Т. В. Шастина;
  • Волгоградская область, 2007 г. Руководитель: М. А. Кузнецова;
  • Острогожский район Воронежской области, 2008 г. Руководитель: Т. В. Шастина;
  • Никольский район Вологодской области, 2009 г. Руководитель: Л. П. Гуляева;
  • Селтинский район, Удмуртская Республика, 2009 г. Руководитель: Т. С. Молчанова;
  • Анапский район Краснодарского края, 2010 г. Руководитель: Т. В. Шастина;
  • Зубово-Полянский район, Республика Мордовия, 2012-2013 гг. Руководители: Т. С. Молчанова, В. М. Сивова;
  • Белгородская область, 2013-2014 гг. Руководитель: М. А. Кузнецова;
  • Курская область, 1997, 2007-2012 гг. Руководители: Е. Е. Васильева, М. А. Кузнецова;
  • Пинежский район Архангельской области, 2009-2012 гг. Руководители: Е. Е. Васильева, Т. С. Молчанова;
  • Коношский район Архангельской области, 2017 г. Руководитель М. А. Кузнецова;
  • Тамбовская область, 2018 г. Руководитель О. А. Торопова;
  • Самарская область, 2018 г. Руководитель Т. С. Молчанова.