Защищённые диссертации (2018 г.)

Защита состоялась на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного института культуры 21 июня 2018 г.:

Бабайлова Алина Александровна

«Праздник ремёсел в рамках осуществления программы по сохранению материального культурного наследия (на примере Уральского Федерального округа)».

Профиль: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Программа: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент А. Ф. Некрылова.

Работа «Праздник ремёсел в рамках осуществления программы по сохранению материального наследия» посвящена одному из самых актуальных вопросов современной культурной политики — сохранению традиционной культуры России.

Рассматривая культурную эволюцию общества, мы наблюдаем становление новых видов художественной деятельности, при этом в условиях прогрессирующей глобализации подлинно народная культура претерпевает деформацию и находится под угрозой исчезновения, а сохранение и преемственность традиции всё более осложняется. Очевидно, что создавшаяся ситуация влечёт за собой необходимость в разработке и создании ряда программ по сохранению традиционной культуры. На наш взгляд, одной из наиболее актуальных действенных форм их реализации на сегодняшний день являются праздники и фестивали.

В работе рассматривается лишь один из пластов традиционной культуры — народные промыслы и ремёсла.

Отсутствие профессионально изученных и систематизированных материалов по режиссуре традиционного ремесленного праздника выливается в разрыв между знаниями, накопленными этнографами, историками традиционной культуры и постановочной и организационной практикой.

В рамках исследования рассмотрены исторические предпосылки возникновения традиционных ремёсел, выявлена их взаимосвязь с календарными и традиционными праздниками и локальными традициями. Прослежены художественно-организационные тенденции становления современных фестивалей ремёсел, соотнесён историко-культурный контекст ремёсел с современной режиссёрско-постановочной практикой, а также проанализирована современная практика организации и проведения фестивалей традиционной культуры. Основной акцент исследования сделан на рассмотрение ремёсел в контексте праздничной культуры и выявление особой самостоятельной «праздничной ремесленной культуры».

В работе обобщены современный режиссёрско-практический опыт и этнографические труды. Данный материал может быть использован в качестве методической базы для режиссёров и организаторов праздников и фестивалей традиционных ремёсел и учебного пособия для студентов творческих вузов.


Еремин Александр Николаевич

«Особенности формирования режиссуры театрализованных представлений и праздников в зрелищной культуре Петрограда».
Профиль: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Программа: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент А. В. Платунов.

Революционные представления и праздники, проходившие в начале 20 века в Петрограде, стали не только отдельной эпохой в зрелищной культуре России, но и оказали ощутимое воздействие на социально-политическую и экономическую ситуацию в городе и во всей стране. Ряд вопросов, касающихся функций массовых праздников в социокультурном пространстве Петрограда, хорошо изучены, однако, такие вопросы, как взаимовлияния между «площадными» постановками режиссеров и их театральной деятельностью, схожесть и различие выразительных средств, требуют более детального изучения. Важно отметить, что в данной работе исследованы не столько организационные особенности праздничных действ выбранного периода, сколько их художественные характеристики и различные факторы влияния. В диссертационном исследовании определены основные предпосылки для формирования ранней советской зрелищной культуры, выявлены схожие черты в постановках режиссеров дореволюционного (М. В. Лентовский и А. Я. Алексеев-Яковлев) и послереволюционного (Радлов, Марджанов) времени, определены интенции новой власти в отношении зрелищной культуры и молодых режиссеров. Деятельность Лентовскго и Алексеев-Яковлева позволяет сделать вывод о том, что праздничная культура отчасти была уже на пороге открытий новых форм и выразительных средств, а революция лишь придала им дополнительный импульс. Кроме того, определены некоторые общие факторы взаимовлияния между профессиональным театром, праздничной культурой и театром любительским и выявлена попытка использования государством мифа создания (основания) для выстраивания всей праздничной политики молодого Советского государства вокруг празднования годовщин Октябрьской революции. Кроме того, определены основные художественные характеристики Петроградских зрелищных постановок двух режиссеров С. Э. Радлова и К. А. Марджанова, выявлены последствия взаимовлияния их театральной деятельности на зрелищную культуру Петрограда. К примеру цирковые наработки Радлова в Театре народной комедии, раскрываются в полной мере при постановке «Блокады России», где битва на воде была насыщена цирковыми трюками и акробатикой, а музыкальность Марджановских спектаклей, в полной мере раскрывается в постановке зрелища «К мировой коммуне».

Таким образом, во многом благодаря Марджанову и Радлову, эксцентрика, политизированность действа, возможность использования самодеятельных масс, клоунада, приемы итальянской комедии масок и буффонада, проникли за стены театров Петрограда, позволив им говорить со зрителем на одном языке, обогатив и разнообразив палитру выразительных средств и решений как театрального, так и площадного искусства.


Зубарева Анна Андреевна

«Празднование Викторий в России: история и современное состояние».

Профиль: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Программа: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент А. Ф. Некрылова.

В современном обществе остро стоит задача сохранения исторической правды и памяти, касающейся военной истории России. В связи с этим актуальным становится и поиск наиболее продуктивных художественно-организационных методов и приемов, в частности, в режиссуре военно-патриотических праздников. Задача режиссёров, работающих над «викториальными» праздниками, связать воедино все звенья исторической цепи российских побед. А также — в укреплении эмоциональных связей новых поколений с событиями прошлого средствами современных театрализованных представлений и праздников. Особого внимания требует проблема создания эмоциональной атмосферы праздника, способствующей активному включению участников в воспроизводимые исторические события, т.е. реализация важнейшей функции праздничного действа — сохранение на эмоциональном и культурно-общественном уровне сопричастности современников историческим реалиям, тем самым сберегая морально-этические ценности предшествующих поколений. Целесообразно в решении данных вопросов обратиться к опыту истории, а именно к праздникам русского оружия Российской империи, формирование которых началось в эпоху Петра Первого. Петру I — реформатору и творцу Империи — приходилось осваивать новые инструменты воздействия на своих подданных, одними из них стали Виктории. Красочные, шумные, длящиеся от нескольких дней до нескольких недель с множеством церемоний и ритуалов, Виктории стали символом военных триумфов Российской Империи. В Викториях всегда особо значимыми были память, знания, пропаганда, разъяснение смысла войн и побед, их результатов, самого хода военных действий, напоминание о полководцах, подвигах простых солдат и т.д. Следовательно, викториальные действа выполняли ряд функций — воспитательную, образовательную, эстетико-культурологическую, способствующих воспитанию патриотизма. Сопоставляя опыт прошлого и настоящего, данное исследование направленно на выявление наиболее эффективных средств и приёмов идейно-агитационного и эмоционального воздействия праздников победы, тех художественно-организационных механизмов современного праздника воинской славы, которые будут работать на его всенародность и целостность с учетом региональных особенностей, а также на определение тенденций их развития. Это подразумевает создание специфического праздничного пространства, соответствующей тематике праздника зрелищности в выработке целой системы выразительных средств и включенности различных видов искусства. Теоретическая и практическая значимость результатов настоящего диссертационного исследования найдёт реализацию как в педагогической практике — лекциях, посвященных истории праздничной культуры России, так и в области практической режиссуры военно-патриотических праздников.

Ключевые слова: Викториальные дни, фейерверочные представления, военные парады, триумфальные сооружения, народные гуляния, военная музыка, военный лубок, современные военно-патриотические праздники, режиссура праздников победы.


Кибардин Артем Александрович

«Жанровые модели театрализованных представлений: эволюция и проблемы типологии».
Профиль: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Программа: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Е. А. Слесарь.

Работа посвящена вопросам жанрообразования в зрелищных искусствах и фокусируется на осмыслении существующих жанровых моделей, сложившихся на рубеже XX-XIX веков. В работе выявляются критерии, положенные режиссером в основу жанровой характеристики произведений зрелищных искусств. Рассмотрен художественный статус жанра как постмодернистского конструкта, направленного на предварение горизонта зрительских ожиданий и разрушение художественных иерархий.

Цель настоящей работы — систематизировать принципы жанрообразования в театрализованных представлениях. В диссертации представлена эволюция взглядов на жанрообразование от Аристотеля до М. С. Кагана. Выявлены проблемы типологии на материале современных зрелищных практик и на искусствоведческой литературе, отражающей современную театральную ситуацию.

В работе определены не только узловые моменты формирования жанровых конструктов, но и уделяется внимание выделению в отдельную профессиональную режиссерскую подсистему профессии режиссера театрализованных представлений и праздников. Кроме того, рассматривается влияние пространственно-временных топосов, их инициатический характер в связи с термином Д. М. Генкина «праздничная ситуация» (1975).

Методология исследования базируется на культурно-историческом, сравнительном методах, выработанных отечественным театроведением.

Исследование строится на анализе жанров театрализованных представлений, прошедших экспертную оценку жюри Всероссийской профессиональной премии «Грани театра масс».

В результате исследования выделены основные принципы жанрообразования, элементы, составляющие жанровую модель, их связи и художественно-эстетическое влияние жанровой характеристики на современную зрительскую рецепцию.


Коломойченко Екатерина Игоревна

«Особенности сюжета в театрализованном представлении».

Направление: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Профиль: «Театрализованные представления и праздники».
Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Е. А. Слесарь.

Диссертационное исследование посвящено вопросам сюжета театрализованного представления, где сюжет представлен как историческая, динамическая категория в поэтике театрализованных представлений. Актуальность исследования обусловлена практическими и теоретическими потребностями, поскольку на сегодняшний день исчерпывающего исследования, посвященного вопросам сюжета в режиссуре театрализованных представлений предпринято не было.

В работе анализируются морфологические элементы сюжетосложения и взаимоотношение пространственных и временных элементов, создающих повествовательную ткань театрализованного представления. Рассматриваются причины художественного разлома между сюжетом сценария театрализованного представления и сюжетом его сценического воплощения, совершена попытка определить соотношение игрового и повествовательного в сюжете сценария и выявить взаимосвязь данной доминанты с особенностями организации представления. Впервые, внимание авторов обращено к теме художественного пространства-времени в сфере театрализованных представлений. Вышеперечисленные проблемы рассмотрены в работе на материале театрализованного представления «Ода Отечеству», реализованного на большом каскаде Петергофского дворца в 2012 г. и музыкально-поэтического представления «Снегопад», поставленного в учебном театре института культуры и искусств в 2014 г.

Результаты данного исследования могут использоваться практиками режиссуры в создании сюжета театрализованного представления.

Ключевые слова: театрализованное представление, сюжет, фабула, художественное время, художественное пространство, хронотоп.


Маленок Дарья Борисовна

«Режиссура театрализованных представлений и праздников в СССР. 1970-е как формообразующая веха современной праздничной культуры».
Профиль: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Программа: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент В. Ф. Кудашов.

Работа «Режиссура театрализованных представлений и праздников в СССР. 1970-е как формообразующая веха современной праздничной культуры» посвящена одной из самых актуальных вопросов современной ситуации в становлении профессии режиссера театрализованных представлений и праздников.

Рассматривая эволюцию массового праздника в СССР, мы наблюдаем яркую картину становления его как самостоятельной культурной единицы. В 70-е годы XX века в силу ряда причин образовалась особая культурная ситуация, позволившая сформировать подход к организации и проведении массовых представлений и праздников. Советская идеология требовала синтетичности, обобщения уже имеющихся знаний, создание некой «идеальной» модели зрелищных форм.

В исследовании рассматривается история и развитие массового праздника, получившего наибольшую популярность именно в 70-е годы XX века. Богатство запросов и творческий дух народа обусловили разнообразие массовых представлений 1950-х и 1960-х годов. Рождаются новые кадры в постановке массовых представлений и появляется настоятельная потребность в изучении и обобщении прошлого опыта режиссуры в области массовых форм театра.

В советском обществе массовые праздники выступали в качестве реального канала проявления политической активности народа, средства формирования его политической культуры и демонстрации чувств, создающей атмосферу социального оптимизма, что чрезвычайно важно для утверждения социалистического образа жизни.

В работе обозначены основные предпосылки создания первой в стране кафедры режиссуры театрализованных преставлений и праздников под руководством Д. М. Генкина, благодаря которому по данной специальности стали выпускать научные работы, обобщающие теорию и практику массовых праздников.

В работе рассмотрен теоретико-практический вклад в режиссуру театрализованных представлений и праздников таких корифеев жанра как: И. М. Туманов, Д. М. Генкин, Э. В. Вершковский.


Новикова Виктория Игоревна

«Создание художественного образа театрализованного представления средствами сценической пластики».

Профиль: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Программа: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Научный руководитель: профессор М. М. Павлов.
Научный консультант: доцент И. И. Телеева.

В данной работе была предпринята попытка обозначить критерии пластического разбора театрализованных представлений.

В данном исследовании была поставлена цель — выявить, как средствами сценической пластики рождается художественный образ театрализованного представления. В результате диссертационного исследования была проведена исследовательская работа, проанализированы труды российских и зарубежных авторов. В процессе было рассмотрено понятие «художественный образ» в различных видах искусства: в театре, литературе, музыке, живописи, выделены составляющие элементы сценической пластики, определены критерии разбора пластического текста театрализованного представления.

Работа строилась на подробном анализе сценической пластики в театрализованных представлениях «Театра на Миллионной» «Снегурочка» по А. Н. Островскому, «Снегопад» по Д. Самойлову (режиссер: М. М. Павлов).

Ключевые слова: Образ, художественный образ, сценическая пластика, театр, хореография.


Равба Юлия Федоровна

«Национальное в театрализованном представлении (на примере Церемоний открытия зимних Олимпийских игр XXI века)».

Профиль: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Программа: «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент В. Ф. Кудашов.
Научный консультант: кандидат искусствоведения, доцент А. Ф. Некрылова.

Олимпийским играм на сегодняшний день придается огромное значение. Однако обсуждение этого вопроса начинается и заканчивается со стороны спорта. Мы же, изучили культурную составляющую, которая выражается главным образом в церемониях открытия зимних Олимпийских игр. Практическая значимость представленной магистерской диссертации обусловлена выявлением национальных и мультикультурных элементов в церемониях открытия Олимпийских игр (Солт-Лейк-Сити, Турин, Ванкувер, Сочи, Пхёнчхан).

Рассмотрев место отдельных культур в мультикультурной составляющей, мы пришли к выводу, что церемония открытия Олимпийских игр традиционно отражает свой национальный колорит, заявляя о самобытности. Любая страна, принимающая Олимпийские игры выражает свою национальную идентичность, которая будет понята в мировом масштабе. Поэтому для нас было важно найти ту взаимосвязь, между проявлением национального в мультикультурном и мультикультурного в национальном.

Теоретическая часть работы посвящена исследованию основного терминологического аппарата, историческому и теоретическому аспектам проблемы.

В практической части работы был проведен анализ видео зимних церемоний открытия XXI века, выявлены выразительные возможности национального, а также определен регламент проведения церемоний открытия зимних ОИ.

В ходе работы мы выяснили, что исследованиям национального и мультикультурного в зрелищной части Олимпийских игр, не было посвящено ни одной работы. В диссертационной работе предпринята попытка проверить теоретические положения и исследовать некоторые из них в практической части. В связи с этим полученный в ходе исследования материал может стать основой учебно-методических рекомендаций режиссёрам и организаторам массовых спортивных мероприятий, видимо облегчающий работу с международным зрительским восприятием и системой образов.

Мы установили, что Олимпийские игры служат действенным средством пропаганды идей национальной культуры, являются прекрасным средством эстетического воспитания народа.

Полный объем работы составляет 93 страницы со списком использованных источников, иллюстрированным материалом и приложениями.


Хусанов Мансур Ургашевич

Работа посвящена, сущности культуры празднования Навруза. И фокусируется на осмыслении синтеза элементов, языческих, исламских и государственно-светских в современном Наврузе, в рамках исследования, выявляются современные формы празднования Навруза, эволюционные процессы в культуре празднования Навруза. В рамках исследования традиционные и современные элементы в праздновании Навруза; Выявлено влияние Навруза на современный праздничный контекст Узбекистана.

Целью настоящей магистерского работы является — изучение культуры празднования Навруза, и его трансформацию в современном Узбекистане.

В результате исследования было изучено возникновение Навруза, его культурно-исторические особенности. Влияние на него зороастрийской и Персидской культур.

Рассмотрено развитие Навруза в постсоветский период, а также представлена Методология решения проблем современных праздников на примере праздника Навруз.

Проанализирован процесс переноса традиционных игровых элементов, не способных реализоваться в Наврузе, в праздник Курбан-Байрам, не находящийся под пристальным светским и государственным вниманием, где культурный код нашел свое второе рождение.