История

История

Кафедра режиссуры и мастерства актёра — первая художественная кафедра факультета культурно–просветительной работы ЛГИК им. Н. К. Крупской (сегодня СПбГИК), была основана в 1957 г. Первым заведующим кафедрой стал известный ленинградский режиссёр Николай Николаевич Галин. В последующие годы кафедру возглавляли такие известные деятели советского, российского и ленинградского театра как А. В. Пергамент, Г. В. Иванов, Б. В. Сапегин, Н. Г. Лавров. С 1998 г. кафедрой руководит Владимир Александрович Тыкке, заслуженный артист России, главный режиссёр Санкт–Петербургского театра–фестиваля «Балтийский дом».

В разные годы с кафедрой сотрудничали В. И. Стржельчик, Д. М. Шварц, М. К. Девяткин, А. Б. Фрейндлих, О. В. Басилашвили, К. Ю. Лавров и многие другие артисты и режиссёры ленинградских и петербургских театров.

Педагогический семинар для преподавателей кафедры многие годы вёл народный артист СССР, лауреат государственных премий, главный режиссёр Большого драматического театра Георгий Александрович Товстоногов.

Кафедра режиссуры и мастерства актёра является выпускающей.

Программы и учебные планы основных дисциплин, преподаваемых на кафедре, соответствуют аналогичным программам и стандартам театральных вузов России. За более чем 50–летнюю историю своей деятельности кафедра подготовила свыше 2000 специалистов.


1 июня 2020 г. в результате реорганизации кафедра режиссуры и мастерства актёра была объединена с кафедрой сценической речи и риторики.

Кафедра сценической речи и риторики — одна из старейших в нашей стране. Она существует в стенах Санкт–Петербургского государственного института культуры уже более 50 лет. Сегодня это научное и учебное подразделение, в ведении которого находятся все дисциплины речевого цикла. Словесное действие и сценическая речь — предметы, без овладения которыми невозможно состояться ни в актёрской, ни в режиссёрской профессии. Риторика — древнее искусство красноречия, формирующее личность, в настоящее время ставшее основой успешной реализации в самых разных областях деловой, общественной и личной жизни человека. Русский язык и культура речи — предмет стратегической направленности в жизни государства, общества и народа.

История кафедры и её успехи в последние десятилетия неразрывно связаны с именем выдающегося педагога и учёного, профессора и заслуженного деятеля искусств Зинаиды Васильевны Савковой. До сих пор на кафедре работают специалисты, помнящие те далёкие времена, когда в прошлом талантливая актриса и сложившийся театральный педагог приняла руководство кафедрой. Уникальная авторская методика постановки сценического голоса и развития речевого мастерства стала краеугольным камнем, на котором вырос, сформировался и существует доныне универсальный по своим возможностям организм кафедры сценической речи и риторики в Институте культуры.


В разное время на кафедре работали удивительные педагоги — практики, учёные, авторы оригинальных методик в области предметов речевого цикла: Г. В. Комякова — автор интереснейших трудов по дикции; Б. В.  Киреев — тонкий, глубокий, истинно петербургский актёр, долгие годы передававший свой опыт студентам; Э. А. Петрова — творец многочисленных методических разработок и программ, актуальных и востребованных по сей день; З. А. Дмитриева — звезда российской театральной провинции, впоследствии замечательный педагог; В. А. Бортина (Мгеброва) — представительница театральной династии, ведущей свою историю со времен Александра II; В. М. Мультатули — актёр, режиссёр, специалист высочайшего уровня в области культуры речи; и многие другие неповторимые, неординарные творческие люди. Именно они стояли у основ кафедры, и их учениками является нынешнее поколение уже опытных преподавателей.

Современный педагогический состав кафедры представляет собой уникальную творческую команду единомышленников, владеющих одной из самых успешных на данный момент в мире методик преподавания речевых дисциплин. Все преподаватели являются либо прямыми учениками автора методики З. В. Савковой, прошедшими её школу со студенческой скамьи, это — заведующий кафедрой И. Г. Родченко, работающие на кафедре более 25 лет О. Л. Чурина и Л. П. Смирнова, Г. Н. Кулаченкова, более молодое поколение выпускников «школы Савковой» — Д. В. Замиралов и М. Е. Коленова, либо учениками верных последователей методики, коллег З. В. Савковой таких как Э. А. Петрова — её ученица Г. Л. Савенкова, прекрасно адаптировавшая принципы методики для отделения режиссуры театрализованных праздников и представлений. В 2015 году педагогический состав кафедры пополнился уже «третьим» поколением — на работу была принята ученица О. Л. Чуриной, молодая актриса Анжелика Журавлева (Ильясова).

Все педагоги кафедры также владеют вторым ключевым направлением её деятельности — риторикой. Активно развивают преподавание этого предмета не только в стенах родного института, но и на различных площадках города и страны. Все наиболее крупные риторические центры СПб были организованы на базе методики преподавания риторики, созданной З. В. Савковой. Первая такая школа была открыта в знаменитом ленинградском обществе «Знание» в середине 90-х гг. Известно долгое сотрудничество педагогов кафедры с кафедрой связей с общественностью ЛЭТИ, с тренинговой компанией «IGRO», основанной нынешним заведующим кафедрой И. Г. Родченко.

По инициативе кафедры уже несколько лет проводится и приобретает все больший размах Международный  студенческий конкурс чтецов и ораторов памяти З. В. Савковой. Исторически конкурс сложился еще около 30 лет назад, пять лет назад он был восстановлен и расширен, дополнен научно-методическими мероприятиями — круглым столом и мастер-классами, знакомящих преподавателей из других вузов с основными направлениями методики кафедры.

Коллектив кафедры обладает глубоким творческим потенциалом. И это проявляется в разнообразной не только учебной, но и воспитательной деятельности. Например, продолжается заложенная ещё З. В. Савковой добрая традиция организации концертов «Учителя и ученики», где педагоги выступают совместно со студентами и выпускниками в жанре художественного чтения перед различной публикой. 

Кафедра сценической речи и риторики СПбГИК — это на данный момент определенное сложившееся явление в сфере речевой педагогики, пример последовательного развития единой методической школы.