Студентам

Направление народные инструменты на кафедре народного инструментального искусства развивается с момента основания кафедры русских народных инструментов в 1959 году (первое название кафедры). В разные годы на кафедре работали известные музыканты-педагоги: Заслуженный деятель искусств РФ, профессор А. Б. Шалов; Заслуженный деятель искусств РФ, профессор А. Л. Репников; Заслуженный деятель искусств РФ, профессор И. А. Цветков; Заслуженный работник культуры РФ, профессор И. И. Шитенков.

Первым заведующим кафедрой стал дирижёр Русского народного оркестра Ленинградского радиокомитета, доцент Н. М. Селицкий (1959-1961 гг.), затем кафедру возглавил доцент И. С. Дмитренко (1961-1978 гг.). С 1978 по 2018 год. кафедрой руководил Заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор Н. А. Кравцов. С 2018 года образована кафедра народного инструментального искусства на базе кафедр народных инструментов и оркестрового дирижирования. Исполняющий обязанности заведующего кафедрой – лауреат международных и всероссийских конкурсов, доцент О. В. Бычков.

По направлению народные инструменты на кафедре преподают известные музыканты и инструментоведы: Заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор Н. А. Кравцов, член Союзов композиторов Санкт-Петербурга, России и Украины, доктор искусствоведения, профессор, академик РАЕН и  Международной Академии информатизации ООН И. В. Мациевский; Народный артист РФ, член союза композиторов РФ, профессор В. Д. Биберган; Заслуженные артисты РФ, доцент А. П. Щипицин и М. Ю. Дзюдзе; Заслуженный работник культуры, кандидат педагогических наук, профессор Г. И. Андрюшенков; Заслуженные работники культуры РФ, профессор Я. Ю. Смирнов, доцент В. П. Бирюков, кандидат педагогических наук, доцент Д. А. Рытов; лауреат международных конкурсов, доцент И. В. Пантюхин; а также молодые преподаватели – лауреаты международных и всероссийских конкурсов, кандидат педагогических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой народного инструментального искусства О. В. Бычков; кандидат педагогических наук, доцент К. В. Ильгин; старший преподаватель И. Н. Ершова; старшие преподаватели Д. А. Нестеренко, А. С. Чулкова, И. А. Гладовская, А. С. Тремасов.

За годы плодотворной деятельности кафедры подготовлено более 5000 специалистов – инструментальных исполнителей, преподавателей, артистов ансамбля и оркестра, концертмейстеров, среди которых Заслуженные и Народные артисты РФ, Заслуженные работники культуры РФ, кандидаты наук. Выпускники и преподаватели кафедры являются артистами известных музыкальных коллективов: «Терем-квартет», «Град-квартет», «Коллаж», «Эссе-квинтет», Государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева, «Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга». Студенты, ассистенты-стажёры и аспиранты кафедры ежегодно становятся победителями и лауреатами престижных международных и всероссийских конкурсов, таких как «Кубок Севера», «Петропавловские ассамблеи», «Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах», «Международный конкурс им. А. Л. Репникова», «Citta di Castelfidardo» (Италия), «Фогтландские дни музыки» (Германия), «Кубок мира», «Трофей мира» и успешно защищают кандидатские диссертации. Студенты кафедры участвуют в значимых культурных мероприятиях Санкт-Петербурга, России и зарубежья.

Кафедра народного инструментального искусства ведёт подготовку по направлениям:

53.03.02 бакалавриат «Музыкально-инструментальное искусство, профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты». Профессиональное вступительное испытание состои из двух частей: 1) исполнение программы на народном инструменте, 2) коллоквиум. Абитуриент должен исполнить наизусть концертную программу, включающую циклическое произведение (соната, сюита, концерт, партита и др.), пьесу кантиленного характера, виртуозное произведение, полифоническое произведение (с фугой не менее трех голосов, только для поступающих по классу баяна и аккордеона). В программу должно быть включено оригинальное сочинение для инструмента, на котором играет абитуриент. На коллоквиуме абитуриент должен продемонстрировать навыки чтения нот с листа, транспонирования при чтении нот с листа, подбора по слуху и транспонирования известных мелодий народных песен и романсов.

53.04.02 магистратура «Музыкально-инструментальное искусство, профиль «Баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты». Абитуриент должен исполнить концертную программу не менее 30 минут. Для баянистов и аккордеонистов обязательно исполнение следующих произведений: полифоническое произведение (с фугой не менее трех голосов), циклическое произведение (соната, сюита, концерт, вариационной цикл), пьеса кантиленного характера, виртуозное произведение. Программа может быть представлена как оригинальными произведениями, так и переложениями.

53.09.01 ассистентура-стажировка «Искусство музыкально-инструментального исполнительства» (по видам) специализация «Сольное исполнительство» и «Ансамблевое исполнительство». Абитуриент должен исполнить концертную программу не менее 30 минут, для баянистов и аккордеонистов обязательно полифоническое произведение (с фугой не менее трех голосов), циклическое произведение (соната, сюита, концерт, вариационный цикл), пьеса кантиленного характера, виртуозное произведение. Коллоквиум проводится в виде собеседования для выявления общекультурного уровня абитуриентов, эрудиции в области музыкального и других видов искусств, знаний основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, инструментоведения, вопросов методики обучения игре на инструменте.

44.06.01 аспирантура «Образование и педагогические науки», профиль «Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровень общего и музыкального образования)». Профессиональное вступительное испытание проходит в форме устного экзамена по экзаменационным билетам, включающие вопросы по теории музыкальной педагогики и образования и по музыкально-историческим основам педагогических знаний.


Кафедра народного инструментального искусства руководит учебной и производственной практиками студентов. Обучающиеся по направлению подготовки:

  • 53.03.05 «Дирижирование» (степень — бакалавр, профиль — «Дирижирование оркестром народных инструментов») проходят: ознакомительную, педагогическую, оркестровую практики, а также практику работы с оркестром народных инструментов;
  • 53.04.04 «Дирижирование» (степень — магистр, магистерская программа — «Теория и практика дирижирования оркестром народных инструментов») проходят: педагогическую, исполнительскую (дирижерскую), научно-исследовательскую, ассистентскую практики, а также научно-исследовательскую работу;
  • 53.09.05 «Искусство дирижирования» (вид — «Дирижирование оркестром народных инструментов», подготовка кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке) проходят: педагогическую и творческую практики.

Цель практики — закрепление теоретических знаний и практических навыков в рамках избранного профиля.

Методические рекомендации студентам по дисциплинам (бакалавриат)Методические рекомендации студентам по дисциплинам (магистратура)

Практика студентов-бакалавров

Педагогическая практика включает в себя изучение учебно-методической литературы, научно-методической литературы по вопросам дирижёрской педагогики, посещение индивидуальных занятий ведущих преподавателей кафедры, осуществление анализа посещённых лекций.  

Оркестровая практика бакалавров заключается в исполнительстве на народном музыкальном инструменте в учебном оркестре русских народных инструментов, а также в изучении структуры учебной работы народного оркестра.

Работа с оркестром народных инструментов — это подготовка дирижёрами-бакалаврами собственной концертной программы к итоговой государственной аттестации.

Практика студентов-магистрантов

Педагогическая практика, помимо теоретической части (изучение научно-методической литературы, учебно-нормативной документации) и посещений лекций преподавателей кафедры в обязательном порядке, подразумевает проведение магистрантом открытого урока по дирижированию, в ходе которого им должно быть продемонстрировано умение проводить индивидуальное занятие с обучающимся, показаны навыки работы над музыкальным произведением, умение создавать творческую атмосферу.

Научно-исследовательская практика и научно-исследовательская работа осуществляется на базе кафедры народного инструментального искусства, библиотеки института, а также фондов библиотек Санкт-Петербурга. Данные виды практик предполагают изучение магистрантами ряда научной литературы (монографии, учебники и пособия по дирижированию, инструментовке, инструментоведению, чтению и анализу оркестровых партитур, учебно-нормативной документации) по направлениям теории и истории дирижёрского искусства, методики преподавания профессиональных дисциплин, специфики музыкального (дирижёрского) образования. Магистранты в период прохождения данных практик работают над избранной ими методической темой, результаты работы над которой отражаются ими в научных статьях, рефератах, и доводятся до сведения профессорско-преподавательского состава на заседаниях кафедры.

Ассистентская практика подразумевает непосредственное участие магистрантов в учебном процессе в дирижёрском классе своего научного руководителя: проведение занятий с обучающимися (бакалаврами), участие в разработке различных методических пособий, учебно-методических комплексов по дисциплинам и практикам, подготовка нотного материала к занятиям и т.д.

Исполнительская (дирижёрская) практика ставит своей главной целью приобретение магистрантами полноценного опыта работы с оркестром русских народных инструментов, системное изучение этапов музыкально-исполнительской работы над концертными программами, подготовка собственных инструментовок произведений различных стилей и жанров к работе с оркестром.

Практика ассистентов-стажёров

Педагогическая практика осуществляется на базе кафедры. Ассистенты-стажёры анализируют структуру занятий по профильным учебным дисциплинам, изучают специфику образовательного процесса высшей школы, регулярно проводят самостоятельные занятия с обучающимися (бакалавр, магистр) по дирижированию, готовятся к проведению открытого занятия. Результаты педагогической практики ассистенты-стажёры представляют на заседании кафедры.

Творческая практика — это основной вид практики ассистентов-стажёров. В ходе прохождения данного вида практики ассистенты-стажёры приобретают опыт музыкально-исполнительской работы над концертным репертуаром, совершенствуют навыки создания нового репертуара для оркестра русских народных инструментов, изучают организационную структуру профессионального музыкального коллектива, а также особенности его художественно-творческой деятельности.

Базы практик

Базами учебной и производственной практик являются:

  • Камерный оркестр СПбГИК «Скоморохи», художественный руководитель — заслуженный деятель искусств, профессор В. И. Акулович;
  • Учебный оркестр народных инструментов, руководитель — профессор А. В. Абакшонок;
  • Государственный концертный оркестр народных инструментов «Метелица», художественный руководитель и главный дирижёр — заслуженный артист РФ И. М. Тонин;
  • кафедра народного инструментального искусства;
  • фонды библиотеки СПбГИК.

Кураторская работа со студентами

Кафедра народного инструментального искусства уделяет большое внимание воспитанию студентов выпускаемых групп, организации их досуга. Кураторы студенческих групп концентрируют свои усилия на воспитании и развитии у обучающихся нравственности и высокой культуры, любви к будущей профессии, творческих способностей и др. Ежегодно реализуется ряд мероприятий, направленных на сплочение групп, мотивирование к успешной учёбе, научной работе и др.

В целях повышения мотивации к обучению кафедра проводит творческие встречи с ведущими композиторами города. Эти встречи позволяют студентам-дирижёрам проникнуться таинством творческого процесса композитора, узнать из первых уст об истории создания того или иного произведения, в том числе произведений для оркестра русских народных инструментов.