Студентам

Кафедра народного инструментального искусства руководит учебной и производственной практиками студентов. Обучающиеся по направлению подготовки:

  • 53.03.05 «Дирижирование» (степень — бакалавр, профиль — «Дирижирование оркестром народных инструментов») проходят: ознакомительную, педагогическую, оркестровую практики, а также практику работы с оркестром народных инструментов;
  • 53.04.04 «Дирижирование» (степень — магистр, магистерская программа — «Теория и практика дирижирования оркестром народных инструментов») проходят: педагогическую, исполнительскую (дирижерскую), научно-исследовательскую, ассистентскую практики, а также научно-исследовательскую работу;
  • 53.09.05 «Искусство дирижирования» (вид — «Дирижирование оркестром народных инструментов», подготовка кадров высшей квалификации в ассистентуре-стажировке) проходят: педагогическую и творческую практики.

Цель практики — закрепление теоретических знаний и практических навыков в рамках избранного профиля.

Методические рекомендации студентам по дисциплинам (бакалавриат)Методические рекомендации студентам по дисциплинам (магистратура)

Практика студентов-бакалавров

Педагогическая практика включает в себя изучение учебно-методической литературы, научно-методической литературы по вопросам дирижёрской педагогики, посещение индивидуальных занятий ведущих преподавателей кафедры, осуществление анализа посещённых лекций.  

Оркестровая практика бакалавров заключается в исполнительстве на народном музыкальном инструменте в учебном оркестре русских народных инструментов, а также в изучении структуры учебной работы народного оркестра.

Работа с оркестром народных инструментов — это подготовка дирижёрами-бакалаврами собственной концертной программы к итоговой государственной аттестации.

Практика студентов-магистрантов

Педагогическая практика, помимо теоретической части (изучение научно-методической литературы, учебно-нормативной документации) и посещений лекций преподавателей кафедры в обязательном порядке, подразумевает проведение магистрантом открытого урока по дирижированию, в ходе которого им должно быть продемонстрировано умение проводить индивидуальное занятие с обучающимся, показаны навыки работы над музыкальным произведением, умение создавать творческую атмосферу.

Научно-исследовательская практика и научно-исследовательская работа осуществляется на базе кафедры народного инструментального искусства, библиотеки института, а также фондов библиотек Санкт-Петербурга. Данные виды практик предполагают изучение магистрантами ряда научной литературы (монографии, учебники и пособия по дирижированию, инструментовке, инструментоведению, чтению и анализу оркестровых партитур, учебно-нормативной документации) по направлениям теории и истории дирижёрского искусства, методики преподавания профессиональных дисциплин, специфики музыкального (дирижёрского) образования. Магистранты в период прохождения данных практик работают над избранной ими методической темой, результаты работы над которой отражаются ими в научных статьях, рефератах, и доводятся до сведения профессорско-преподавательского состава на заседаниях кафедры.

Ассистентская практика подразумевает непосредственное участие магистрантов в учебном процессе в дирижёрском классе своего научного руководителя: проведение занятий с обучающимися (бакалаврами), участие в разработке различных методических пособий, учебно-методических комплексов по дисциплинам и практикам, подготовка нотного материала к занятиям и т.д.

Исполнительская (дирижёрская) практика ставит своей главной целью приобретение магистрантами полноценного опыта работы с оркестром русских народных инструментов, системное изучение этапов музыкально-исполнительской работы над концертными программами, подготовка собственных инструментовок произведений различных стилей и жанров к работе с оркестром.

Практика ассистентов-стажёров

Педагогическая практика осуществляется на базе кафедры. Ассистенты-стажёры анализируют структуру занятий по профильным учебным дисциплинам, изучают специфику образовательного процесса высшей школы, регулярно проводят самостоятельные занятия с обучающимися (бакалавр, магистр) по дирижированию, готовятся к проведению открытого занятия. Результаты педагогической практики ассистенты-стажёры представляют на заседании кафедры.

Творческая практика — это основной вид практики ассистентов-стажёров. В ходе прохождения данного вида практики ассистенты-стажёры приобретают опыт музыкально-исполнительской работы над концертным репертуаром, совершенствуют навыки создания нового репертуара для оркестра русских народных инструментов, изучают организационную структуру профессионального музыкального коллектива, а также особенности его художественно-творческой деятельности.

Базы практик

Базами учебной и производственной практик являются:

  • Камерный оркестр СПбГИК «Скоморохи», художественный руководитель — заслуженный деятель искусств, профессор В. И. Акулович;
  • Учебный оркестр народных инструментов, руководитель — профессор А. В. Абакшонок;
  • Государственный концертный оркестр народных инструментов «Метелица», художественный руководитель и главный дирижёр — заслуженный артист РФ И. М. Тонин;
  • кафедра народного инструментального искусства;
  • фонды библиотеки СПбГИК.

Кураторская работа со студентами

Кафедра народного инструментального искусства уделяет большое внимание воспитанию студентов выпускаемых групп, организации их досуга. Кураторы студенческих групп концентрируют свои усилия на воспитании и развитии у обучающихся нравственности и высокой культуры, любви к будущей профессии, творческих способностей и др. Ежегодно реализуется ряд мероприятий, направленных на сплочение групп, мотивирование к успешной учёбе, научной работе и др.

В целях повышения мотивации к обучению кафедра проводит творческие встречи с ведущими композиторами города. Эти встречи позволяют студентам-дирижёрам проникнуться таинством творческого процесса композитора, узнать из первых уст об истории создания того или иного произведения, в том числе произведений для оркестра русских народных инструментов.