История

В год 100-летия СПбГИК состав кафедры насчитывает 43 человека, из них 31 человек — члены профессорско-преподавательского состава (ППС), 8 концертмейстеров, 2 специалиста по УМР, 2 настройщика музыкальных инструментов.

В сентябре 1959 г. в Ленинградском государственном институте культуры имени Н. К. Крупской была открыта первая в вузах Ленинграда кафедра народных инструментов. С возникновением потребности в специалистах народно-художественного творчества в стране особенно остро встала проблема подготовки квалифицированных кадров для организации и руководства коллективами художественной самодеятельности, педагогической работы с детьми и подростками, организации художественно-творческой работы в культурно-досуговых учреждениях различного типа.

Первым заведующим кафедрой был назначен яркий музыкант-фронтовик, дирижёр государственного русского народного оркестра им. В. В. Андреева Ленинградского радиокомитета, доцент Николай Модестович Селицкий. Он пригласил для работы на кафедре известных музыкантов Ленинграда — Н. М. Свиридова (класс домры), заслуженного работника культуры РФ А. В. Зверева (класс балалайки), заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, кандидата педагогических наук Н. М. Шахматова (класс инструментовки и чтения партитур), В. А. Баландина (класс баяна).

Первый приём состоял всего лишь из 12 студентов, поскольку информации об открытии кафедры было недостаточно. На следующий год было принято уже 20 человек.

С последующим увеличением студентов (в отдельные годы до 120 человек) потребовались дополнительные педагогические кадры, и состав кафедры стал быстро расширяться. Через год на кафедре стали работать доцент И. С. Дмитренко (как и Н. М. Селицкий был на фронтах Великой Отечественной войны), и.о. доцента И. А. Волков (позднее он основал кафедру русского хорового искусства в СПбГИК), члены Союза композиторов СССР Ленинградского отделения А. Л. Репников и И. А. Цветков, дирижёр Н. И. Махов.

Альбин Леонидович Репников в период работы на кафедре написал ряд сочинений для баяна и аккордеона, которые оставили ярчайший след в мировом аккордеонно-баянном искусстве. В тех же аудиториях, в которых учатся наши студенты, были написаны им «Концерт-поэма» для баяна с оркестром, «Концертино» для аккордеона, «Концертная сюита» для баяна и другие произведения.

Заслуженный деятель искусств РФ, профессор И. А. Цветков стал работать на кафедре уже будучи знаменитым у нас в стране композитором, чьи песни «Золушка» и «Гривастые львы» снискали огромную популярность и были любимы народом. Он вёл важную для формирования музыканта дисциплину «Инструментовка». Работу на кафедре И. А. Цветков активно совмещал с композиторской деятельностью на киностудии «Ленфильм». Здесь им написана музыка к более чем тридцати кинофильмам («Воздухоплаватель», «Башня», «Соломенная шляпка», «Лев Гурыч Синичкин», «История Аси Клячкиной, которая любила, да не вышла замуж» и др.).

Однако специалистов с высшим образованием по инструментальным дисциплинам «Специальный инструмент», «Ансамбль», «Изучение народных инструментов» катастрофически недоставало. Пришлось на должности преподавателей приглашать студентов народного отделения Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, имеющих опыт педагогической работы. В их числе был и один из авторов этих строк — Г. И. Андрюшенков, которому довелось начать свою работу на кафедре народных инструментов в 1962 году в качестве преподавателя-почасовика, оставаясь студентом 3 курса консерватории.

В конце семидесятых годов профессорско-преподавательский состав пополнили: заслуженный артист РФ, профессор М. И. Сенчуров, доцент В. П. Бирюков, доцент В. Н. Казанцев; старшие преподаватели Е. Л. Марковская, В. Ф. Щелокова, А. А. Бриндарова, В. М. Григорьев, Ю. Д. Рябков; преподаватели Ю. А. Демьянчиков, В. Д. Самодуров, А. М. Зуев, Г. Н. Попова, П. В. Иванов, Л. Г. Петров, а также её выпускники: заслуженный деятель искусств РФ, профессор В. И. Акулович, заслуженный работник культуры РФ, доцент А. Г. Дугушин, заслуженный работник культуры РФ, профессор А. В. Абакшонок; старшие преподаватели В. Н. Пирогов, А. С. Чанилов; преподаватели: Б. Б. Аверин, С. В. Красник, И. А. Прасолов, А. С. Ткачук, С. В. Горобец, Ю. А. Горобец, О. И. Веприцкая и др.

C 1961 по 1978 гг. кафедрой народных инструментов руководил доцент И. С. Дмитренко, который стремился создать настоящий центр подготовки кадров для традиционной системы музыкально-художественного воспитания. С возрастанием интереса государства к подготовке кадров для клубной работы был увеличен контингент поступающих в вуз. Одна кафедра уже не могла эффективно решать организацию учебного процесса, поэтому по инициативе доцента Н. И. Махова из профессорско-преподавательского состава кафедры народных инструментов была создана кафедра оркестрового дирижирования.

Cложилось так, что кафедра народных инструментов послужила основой, образно говоря, колыбелью для создания в институте новых кафедр: оркестрового дирижирования (основатель и первый заведующий кафедрой Н. И. Махов, затем — профессор В. Ф. Чабанный, а с 1984 по 2015 её возглавлял заслуженный деятель искусств РФ, профессор Ю. Б. Богданов); народно-песенного искусства (основатель и первый заведующий кафедрой, выпускник Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова И. А. Волков, с 1983 — доцент А. И. Гришин, в настоящее время кафедрой руководит профессор В. М. Сивова); духовых инструментов (основатель и первый заведующий кафедрой композитор О. Н. Хромушин, с 1978 профессор В. А. Ивановский). Эти кафедры сегодня составляют гордость нашего вуза.

В этот ответственный период штатный состав кафедры был пополнен выпускниками Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, которая к этому времени впервые начала выпускать специалистов для народно-инструментальной культуры. Среди них: доцент В. П. Соколов (класс баяна и аккордеона), Г. А. Петров (дирижирование), Л. Г. Петров (класс баяна), Ю. П. Петров (класс дирижирования), доцент Б.Ф. Патрикеев (класс дирижирования), старший преподаватель В. Н.Казанцев (класс баяна, ансамбля, оркестра), Л. М. Лебецкий (дирижирование), профессор и композитор В. А. Ивановский (класс инструментовки), старшие преподаватели: Е. Л. Марковская (класс домра), В. Ф. Щелокова (класс дирижирование), А. А. Бриндарова (класс ансамбля), В. В. Борин (класс ансамбля), В. М. Григорьев (класс баяна) и преподаватели: Ю. А. Демьянчиков (класс балалайки), В. Д. Самодуров (класс домры), А. М. Зуев (изучение народных инструментов), Г. Н. Попова (класс баяна).

В это же время на кафедре стали вести занятия со студентами известные молодые исполнители, лауреаты всесоюзных и международных конкурсов Н. А. Кравцов (аккордеон), В. Иванов (баян), В. П. Бирюков (баян), М. И. Сенчуров (балалайка).

Пополнение ППС кафедры высокопрофессиональными кадрами обеспечило заметный шаг по улучшению подготовки специалистов.

В 1978 году кафедра народных инструментов избирает на должность заведующего кафедрой молодого концертирующего аккордеониста, дирижёра и музыковеда, воспитанника Таллиннской государственной консерватории Н. А. Кравцова. Под его руководством кафедра обновила учебные планы и программы, разработала ряд новых курсов и дисциплин, которые обеспечили более глубокое понимание студентами закономерностей функционирования народно-инструментальной культуры, подняла исполнительский уровень студентов до требований отечественной народно-инструментальной культуры, приблизила их практическую подготовку и методическую оснащённость к специфике и потребностям современного народного искусства. Эти преобразования определили расширенное изучение традиционных народных инструментов, создали условия для более активной исполнительской практики в классах ансамбля.

Впервые было открыто изучение конструктивных устройств простейших народных инструментов, что позволило затем формировать у студентов навыки по изготовлению музыкальных инструментов (авторский проект старшего преподавателя А. С. Чанилова и пр.). Всё это было направлено на открытие нового педагогического направления по музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста (авторский проект доцента, кандидата педагогических наук Д. А. Рытова). Важным отличием учебной подготовки было направление по формированию творческого умения у выпускников в создании простейших обработок и транскрипций народных мелодий (авторский проект профессора, члена РАЕН И. М. Мациевского)

И наконец, особенно важно было приобщить студентов новой формации к научно-исследовательской деятельности в области изучения традиций народно-инструментальной культуры и её интеграции в образовательную и культурную систему страны. Эти усилия вывели кафедру на передовые позиции в отрасли, повысили востребованность наших специалистов в деле реализации государственных программ по подготовке кадров для клубной работы и руководителей самодеятельных коллективов народных инструментов.

Имена наших выпускников 70-х: заслуженные деятель науки РФ, доктор педагогических наук, доктора культурологии, профессор кафедры культурологии и философии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов А. П. Марков (класс профессора Н. А. Кравцова), доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГИК А. А. Сукало (класс старшего преподавателя В. Н. Казанцева), народный артист РФ, почётный председатель «Творческого союза работников культуры РФ» профессор Ю. П. Смирнов (класс профессоров Н. А. Кравцова и Ю. Б. Богданова), доктор педагогических наук, профессор, президент ООО «Центр Международного Делового Сотрудничества» Ф. М. Козлов (класс профессора Н. А. Кравцова), доктор педагогических наук, профессор кафедры социального управления Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, А. П. Панфилова (Хачатурян) (класс профессора А. Л. Репникова), начальник Культурного Центра Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, автор проекта и основатель всероссийского фестиваля «Милосердие белых ночей» А. П. Никитенко (класс старшего преподавателя В. Н. Казанцева), один из ведущих историков народно-инструментальной культуры, профессор А. И. Пересада (класс профессора Г. И. Андрюшенкова) и др. — снискали признание в отечественной культуре и искусстве.

Впервые в научной деятельности ППС кафедры появились хоздоговорные темы. Так группой ППС в составе доцента Н. А. Кравцова, старших преподавателей В. П. Бирюкова, В. П. Соколова, В. Н. Казанцева и заведующего кафедрой фортепиано В. А. Дадашева в рамках хоздоговора было осуществлено исследование по усовершенствованию конструкции первого отечественного готово-выборного аккордеона «Ленинград». На основе его итогов были представлены рекомендации ленинградской фабрике музыкальных инструментов «Красный Партизан» по улучшению настоящей модели (1979). Вскоре новые модели были включены в план «Музпрома» и к началу 80-х годов они быстро наполнили рынок для учебных заведений СССР.

В 1982 году на этой же фабрике по результатам научных исследований кафедры создаются первые модели концертных аккордеонов с клавиатурой системы Кравцова. Они изготавливались по «Авторскому свидетельству 765866 (СССР). Клавиатура для музыкального инструмента Кравцова /Автор изобретения Кравцов Н. А.» при непосредственном участии самого автора. Эти инструменты родились в стенах СПбГИК и явились продуктом самых современных научных разработок в области аккордеонно-баянной культуры. Сегодня самый первый аккордеон, т.н. «Опус 1», находится в Санкт-Петербургском государственном музее музыкальных инструментов на Набережной реки Фонтанки. Об эффективности перспективной научной разработки СПбГИК свидетельствует тот факт, что аккордеоны системы Кравцова сегодня изготавливаются на известных аккордеонных фабриках мира — «ZONTA» (Белоруссия), VICTORIA (Италия), BALLONE BURINI (Италия), BUGARI (Италия) — и с успехом культивируются в отечественных образовательных учреждениях и учебных заведениях Болгарии, Китая и Латвии.

В конце 80-х годов Министерство культуры СССР проводит долгожданную реформу образовательных программ институтов культуры в сторону инструментальной и специальной профессионально-педагогической подготовки. Практически сразу кафедра получила лицензию на подготовку музыкантов по специальности «Инструментальное исполнительство» (народные инструменты).

В связи с новыми требованиями необходимо было решать задачи по усилению инструментальной подготовки специалистов по таким основополагающим направлениям как струнные инструменты — балалайка, домра, гусли, гитара и баян-аккордеон. Поэтому появление в составе кафедры знаменитого ленинградского музыканта и композитора, Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора А. Б. Шалова (балалайка) и его единомышленника доцента И. И. Шитенкова (домра) серьёзно укрепило ППС кафедры и обеспечило повышение интереса абитуриентов к обучению на ней. Их активность и повышенная мотивация при поступлении в СПбГИК отразились на статистике конкурса поступающих, который в отдельных случаях доходил до 5 человек на одно бюджетное место.

Выпускников этого периода отличал высокий уровень инструментальной и профессиональной подготовки, что позволяло им успешно конкурировать на рынке труда среди таких же выпускников вузов России. Большинство из них и сегодня возглавляют работу по музыкально-художественному воспитанию в детских музыкальных школах, детских школах искусств и колледжах, успешно трудятся в высших учебных заведениях. Многие занимают руководящие должности в качестве директоров, заведующих учебной работой и отделов. Многие награждены и отмечены правительственными наградами, дипломами.

В последующее время всё это обязывало кафедру сохранять и приумножать зародившиеся традиции в подготовке специалистов. Состоявшаяся на рубеже ХX и XXI реформа высшей школы потребовала серьёзных дополнительных усилий коллектива кафедры. В результате этого процесса на рынке труда сформировался устойчивый авторитет ППС и определился высокий рейтинг кафедры, которого она достигла к столетию нашего знаменитого и любимого нами института. Надо заметить, что произошло это на фоне развития творческих контактов и жёсткой конкуренции с лучшими вузами России.

И сегодня, продолжая заложенные традиции, профессорско-преподавательский состав кафедры стремится быть достойным вкладу наших знаменитых учителей в развитие кафедры. Приведём только один из многих примеров, который отражает наши усилия по сохранению и преумножению профессионального наследия.

С 18 сентября по 3 декабря 2017 г. был проведён очередной цикл II Всероссийского музыкального конкурса «Народные инструменты». Настоящий конкурс был учреждён в марте 2010 г. указом Правительства Российской Федерации. Учредителями Конкурса являются Правительство РФ и Министерство культуры РФ. Всероссийский музыкальный конкурс призван возродить традиции своего легендарного «предшественника» — Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, основанного в 1933 году и просуществовавшего 58 лет. О том, какое важное значение придаёт Правительство проведению этого культурного события, во многом говорит серьёзная финансовая поддержка Министерства культуры РФ.

Особенностью конкурса явилось проведение I и II туров во всех федеральных округах РФ на местах, а финального III тура — в Москве. В нём приняли участие более трёхсот музыкантов. В состав жюри вошли известные музыканты, преподаватели столичных и региональных вузов. В финал конкурса по каждой номинации вышли 10 человек, среди них исполнители из Екатеринбурга, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга. Работать в жюри был пригашён заведующий кафедрой народных инструментов СПбГИК, профессор Н. А. Кравцов.

Санкт-Петербургский государственный институт культуры на конкурсе представляли двое исполнителей в номинации «балалайка»: магистрант Михаил Цховребов (класс старшего преподавателя Е. В. Желинского) и ассистент-стажёр Амвросий Тарасов (класс доцента А. П. Щипицина, научного руководителя профессора Н. А. Кравцова). По итогам двух туров Амвросию Тарасову удалось стать победителем Северо-Западного федерального округа, опередив конкурентов из консерваторий Санкт-Петербурга и Петрозаводска.

Можно считать высоким достижением его выступление в финале конкурса, который проходил в Москве в стенах Российской академии музыки имени Гнесиных (ещё никогда наши студенты так высоко не оценивались компетентным жюри). По итогам конкурса он был награждён почётной грамотой за участие в финале II Всероссийского музыкального конкурса. Очень символично, что Амвросий является учеником А. П. Щипицина, который в свою очередь был учеником знаменитого ленинградского профессора и композитора А. Б. Шалова. Маэстро горячо участвовал и помогал в становлении кафедры.

Не менее важным в формировании современного состава ППС явился принцип привлечения лучших специалистов в области музыкальной культуры и педагогики из вузов культурной столицы (в качестве почасовиков). Это обеспечивает более глубокий взгляд на профессию у выпускников, формирование у них гражданской позиции в вопросах функционирования традиционной культуры и искусства, сохранения творческого наследия народов России в деле музыкально-эстетического воспитания детей и молодёжи на основе исторически сложившихся народных традиций и бытования. Заметный вклад в эту работу внесли знаменитые учёные и известные композиторы и музыканты Санкт-Петербурга: И. В. Мациевский, О. Ф. Шульпяков, М. Н. Смирнова, А. П. Щипицин, В. Н. Конов, Н. А. Рыжкова, В. Н. Мараев, Е. В. Желинский, Г. В. Тавлай, М. Р. Черная.

ППС кафедры старается раздвинуть свои творческие контакты с представителями вузов России и не ограничивает их только личными связями, хотя и они всячески расширяются и укрепляются. Сегодня в составе ППС работают выпускники Российской Академии музыки имени Гнесиных (доцент И. В. Пантюхин (гитара), (старший преподаватель М. Н. Радюкевич (гитара), (старший преподаватель С. Е. Ткаченко (концертмейстерский класс), преподаватель А. С. Тарасов (балалайка); Петрозаводской государственной консерватория имени А. К. Глазунова (старший преподаватель А. А. Комаров (баян); Санкт-Петербургский государственный институт сценических искусств (доктор искусствоведения, профессор И. В. Мациевский); Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н. А. Римского-Корсакова (доцент К. В. Ильгин (гитара), профессор А. В. Макаров (домра), доцент И. Н. Ершова (гусли), доцент В. Н. Конова (балалайка), старший преподаватель А. С. Кушнир и преподаватель А. С. Тремасов (балалайка). Наши научные и творческие контакты имеют также регулярную практику диссертационных исследований, обмена педагогического опыта, апробации исследовательских экспериментов и т.п. с Российской государственной Академией музыки имени Гнесиных (народный артист РФ, профессор Ф. Р. Липс, народный артист РФ, профессор В. А. Семёнов, народный артист РФ, профессор А. И. Цыганков, профессор А. С. Базиков, профессор А. А. Горбачёв, профессор Б. М. Егоров, профессор М. И. Имханицкий, кандидат искусствоведения, доцент А. А. Гатауллин), Московским государственным институтом культуры (доктор педагогических наук О. А. Блох), Нижегородской государственной консерваторией имени М. И. Глинки (ректор Ю. Е. Гуревич, профессор В. И. Голубничий, профессор Г. В. Мамайков), Самарским государственным институтом культуры (кандидат педагогических наук, профессор А. М. Стороженко, профессор Ю. Н. Лузанов), Санкт-Петербургским государственным университетом (старший преподаватель, кандидат философских наук В. Н. Мараев), Белорусской государственной консерваторией имени Л. В. Собинова (профессор Н. И. Севрюков), Челябинским государственным институтом культуры (доктор искусствоведения, профессор В. В. Бычков) и др.

Таким образом, полученная более 20 лет назад, как «карт-бланш», от Министерства Культуры РФ лицензия на подготовку музыкантов по специальности «Инструментальное исполнительство» (народные инструменты) оказалась успешно реализованной кафедрой. Это позволило СПбГИК вести подготовку кадров для народно-инструментальной культуры России и других стран на равных с другими вузами нашей страны.

Её выпускники работают в лучших российских оркестрах и ансамблях народных инструментов, среди которых: «Академический русский народный оркестр им. Н. П. Осипова»; «Санкт-Петербургский государственный оркестр народных инструментов им. В. А. Андреева», «Государственный Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга», «Оркестр народных инструментов «Метелица»»; «Камерный оркестр народных инструментов «Скоморохи»; ансамбли «Коллаж», «Эссе-Квинтет», «Град-квартет», «Терем-квартет»; «Чиж и К°» и другие.

Яркий композиторский талант открылся у выпускника, а сегодня доцента В. Н. Конова (класса балалайки профессора Г. И. Андрюшенкова). Он является членом Союза композиторов РФ и многие его сочинения для балалайки и оркестров народных инструментов часто можно услышать на концертных площадках городов России. Также неожиданно для преподавателей открылся композиторский дар у другого выпускника, лауреата международного конкурса Михаила Чертищева. Сегодня его музыка звучит в знаменитых мультипликационных фильмах «Ленфильма» — «Три богатыря», «Иван-Царевич и Серый волк» и др. Всё это свидетельствует о высоком уровне преподавания не только инструментальной подготовки, но и специальных музыкально-теоретических дисциплин в СПбГИК.

Большинство молодых специалистов, как правило, заняты педагогической деятельностью в начальных, средних и высших образовательных учреждениях Российской Федерации.

После окончания учёбы иностранные студенты возвращаются домой и успешно работают у себя на родине — в Китае, Чехословакии, Йемене, Палестине, Израиле, Монголии, Латвии, Эстонии, Литве, Молдавии, Белоруссии.

Высокий мотивированный творческий потенциал кафедры особенно ярко проявился в непростой и ответственный период реформ высшей школы Российской Федерации, связанных с интеграцией в учебный процесс новых государственных стандартов — бакалавриата и магистратуры. По ряду важных показателей в этот непростой переход к подготовке музыкантов — исполнителей и преподавателей высшей квалификации кафедра смогла показать достойные результаты.

Так с 2005 г. студенты специальных и ансамблевых классов регулярно завоевывали звание лауреатов международных и всероссийских конкурсов на таких престижнейших профессиональных конкурсах как I и II Всероссийский музыкальный конкурсы, «Кубок Мира» (Юнеско), конкурс исполнителей на народных инструментах имени А. Л. Репникова, «Кубок Севера», «Фоглендские дни в Клингентале» (Германия), чемпионат EAFF «Интерфолк» (Болгария), международный конкурс аккордеонистов «Ланчано» (Италия), международный конкурс «Сфорцандо» (США, «Карнеги-холл»), «Петропавловские ассамблеи» (Санкт-Петербург) и многих других, проходивших в городах России, Франции, Швеции, Германии, Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии. Только в классах профессора Н. А. Кравцова было подготовлено свыше сорока победителей различных конкурсов.

Учитывая глубину научных исследований и педагогическую проработку диссертационных положений трудов Н. А. Кравцова, мы можем считать его авторский проект как «Педагогическую школу», сформировавшуюся в идеальных условиях, созданных руководством СПбГИК. В рамках «Международной школы аккордеона», организованной Н. А. Кравцовым в 1992 г. и Центром дополнительного профессионального образования, прошли переподготовку свыше 300 преподавателей различных уровней учебных заведений. В «Школе» преподавали известные специалисты, учёные и музыканты с мировым именем: С. Слонимский, В. Гридин, Ф. Липс, А. Репников, В. Семёнов, В. Соловьев, Ю. Смирнов, А. Милка, И. Мациевский, М. Имханицкий, Ю. Бойко, О. Шаров, Ю. Ястребов, В. Бесфамильнов (Украина), Н. Давыдов (Украина), В. Власов (Украина), М. Рантанен (Финляндия), А. Гайсин (Казахстан), В. Зубицкий (Украина), Р. Гальяно и Ж. Морне (Франция), Д. Лесли и Д. Гайич (Великобритания), В. Чухран (Словакия) и многие другие.

В учебном процессе подготовки кадров кафедра продолжает уделять особое внимание формированию у выпускников бережного отношения к традиционному народному искусству, воспитанию на его основе художественно-эстетических взглядов и любви у детей и подростков к национальным традициям нашей многонациональной страны. Признанным специалистом в этом направлении является выпускник кафедры, доцент Д. А. Рытов — лауреат Премии Президента Российской Федерации, заслуженный работник культуры РФ, Почётный работник общего образования РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2017). Особенно стоит отметить издание Д. А. Рытовым учебно-методического комплекта по музыке для 1-4 классов общеобразовательных организаций, который успешно прошёл соответствующую экспертизу в Российской академии наук, Российской академии образования, а также серьёзную педагогическую и общественную экспертизы и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» (Федеральный перечень учебников). Все созданные Д. А. Рытовым разработки активно внедряются в образовательную систему Российской Федерации, автором проводятся многочисленные мастер-классы, семинары, лектории, результаты научно-исследовательской деятельности освещается во время выступлений на конференциях, фестивалях и на других мероприятиях. В авторском проекте Д. А. Рытова мы усматриваем создание на кафедре необходимой России по сути и форме «Методической школы».

Наши студенты, магистранты и ассистенты-стажёры с энтузиазмом проводят встречи, занятия и мастер-классы для детей и подростков. Ректор СПбГИК А. С. Тургаев всячески поддерживает нашу инициативу. В духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры в рамках Пасхального фестиваля «Воскресение» состоялся уникальный концерт «Въ началѣ», в котором приняли участие ассистенты-стажёры нашего института. Самыми бурными и долгими были зрительские овации специальным гостям — сводному детскому ансамблю гусляров Санкт-Петербурга и Петродворца под руководством лауреата всероссийских конкурсов ассистента-стажёра Анастасии Фоминой (класс гуслей доцента И. Н. Ершовой) и Валерии Бажановой (магистрант кафедры оркестрового дирижирования). Не всем слушателям до этого доводилось насладиться звуками исконно русского струнного инструмента, да ещё и в исполнении семнадцати гусляров. 

2 октября в Детском саду № 40 Колпинского района Санкт-Петербурга состоялся концерт студента 3 курса кафедры народных инструментов ПавлаВилкова (класс аккордеона профессора Н. А. Кравцова). Павел исполнил разнообразную программу — прозвучала классическая музыка в переложении для аккордеона, концертные обработки народных песен, а также джазовые композиции самого исполнителя.

Выступление Павла вызвало восторг как у детской аудитории, так и у взрослых слушателей. А 10 декабря 2017 г. Павел в качестве солиста, участвуя в престижном форуме исполнителей в Нижнем Новгороде, выиграл звание Лауреата и Диплом первой степени VIII Всероссийского конкурса эстрадной музыки.

Наших выпускников интересует и исследовательская деятельность, которую они успешно могут реализовать в рамках аспирантуры СПбГИК по специальности 13.00.02. За последнее время трое из них под научным руководством профессора Н. А. Кравцова успешно защитили кандидатские диссертации: Бычков О. В. «Формирование ансамблевой техники музыканта-исполнителя», 2006 г.; Цзо Цзянь (Китай) «Эргономические свойства клавиатуры аккордеона и их реализация в практике обучения (на примере «клавиатуры конструкции Кравцова»)», 2013 г.; Альгин С. А. «Позиционный принцип обучения игре на клавишном инструменте (на примере выборного аккордеона)»,2014 г.. Выпускница кафедры Цин Чжан (Китай) защитила кандидатскую диссертацию «Система Карла Орфа в музыкальном образовании дошкольников Китая», 2018 г. (научный руководитель профессор Р. Н. Слонимская). Готовятся к защите ещё два наших выпускника — аспиранты Михаил Рабцевич и Андрей Балим.

Большинство наших концертмейстеров являются лауреатами и дипломантами различных исполнительских конкурсов. Высокий исполнительский уровень и профессиональный темперамент Ю. В. Тарасевич, М. А. Бердюгиной, Е. А. Панченко, А. М. Воробьёвой, помогающий нашим студентам ярче раскрыть на сцене свой творческий потенциал, и создают ту по-настоящему неповторимую атмосферу, без которой не может быть традиционного музыкального искусства. Мы гордимся их мастерством и высоко ценим их вклад в дело подготовки специалистов народно-инструментальной культуры.

Важным звеном в материальном обеспечении учебного процесса и сохранения состояния аудиторного фонда, инструментария и нотной библиотеки кафедры уже многие годы (с 1978 г.) является многогранная деятельность Л. В. Зеленковой, одного из опытнейших специалистов среди учебно-методического персонала факультета искусств. Благодаря её усилиям инвентарь и инструменты при интенсивной эксплуатации находятся в хорошем состоянии. Именно ей принадлежит заслуга в комплектовании кафедральной библиотеки на протяжении сорока лет, фонд которой явился самым весомым вкладом в создании долгожданного нотного отдела в институтской библиотеке. Ей удалось воспитать плеяду специалистов по УМР, которые успешно работали и работают на кафедре и факультете — З. С. Смирнову, М. В. Вахрушеву, А. С. Строкину.

В год столетия СПбГИК на кафедре работает 8 профессоров, 12 доцентов, 8 старших преподавателей, 5 преподавателей, 8 концертмейстеров, 2 специалиста по УМР, 2 настройщика. Обучаются 83 человека, из них 70 бакалавров, 9 магистров, 2 аспиранта и 2 ассистента.

Воспоминания об учёбе в СПбГИК выпускника кафедры, доцента, кандидата педагогических наук О. В. Бычкова: «В 1993 году в 16 лет я поступил в наш институт на кафедру народных инструментов. Закончив его с красным дипломом, я получил не только высочайшее профессиональное образование у своего педагога Н. А. Кравцова, но и важнейшие общекультурные компетенции. После окончания ассистентуры-стажировки и защиты кандидатской диссертации кафедра предоставила мне возможность работать на ней, решив вопрос с трудоустройством. Сегодня мои коллеги — это не только мои бывшие учителя, высококлассные профессионалы, преподаватели, исполнители, учёные, но и уже мои бывшие студенты, добившиеся исполнительских успехов в России и за рубежом. Творческая атмосфера, присущая нашей кафедре, постоянно стимулирует профессиональный рост, открывает возможности для творческой реализации, стимулирует личностное развитие. Я бесконечно благодарен институту, кафедре и всем своим учителям и счастлив, что мне выпала честь быть частью нашего коллектива».

 Авторы текста: профессор Н. А. Кравцов, профессор Г. И. Андрюшенков