История

Кафедра документоведения и информационной аналитики — старейшая кафедра института. Она была создана в сентябре 1922 г.

На кафедре в разное время работали учёные с мировыми именами в области библиографоведения и книговедения:

  • кандидат педагогических наук М. А. Брискман — историк и теоретик библиографии;
  • профессор А. В. Мамонтов — выдающийся учёный, один из основоположников краеведческой библиографии, исключительно талантливый педагог;
  • профессор, действительный член Российской академии естественных наук И. Е. Баренбаум — крупнейший историк демократического книжного дела и теоретик книговедения, в течение десяти лет заведовавший кафедрой и воспитавший несколько десятков специалистов в области книговедения;
  • профессор А. В. Блюм — крупнейший специалист в области истории цензуры;
  • профессор Г. В. Михеева — крупный учёный, занимающийся проблемами книгоиздания и библиографии «белой печати».

В настоящем виде кафедра существует с сентября 2012 года, когда в неё влились существовавшие ранее на факультете кафедры информационной аналитики и автоматизированных библиотечно–информационных технологий.

Кафедра литературы и детского чтения возникла в 2011 г. в результате объединения кафедры литературы и кафедры детской литературы. В 2011 ̶ 2012 гг. коллективом руководил д.ф.н., проф. В. В. Головин, с 2013 г. его возглавляет к.ф.н., доц. М. К. Лопачева.

Кафедра детской литературы была основана в 1946 году на факультете детских и юношеских библиотек Библиотечного института по инициативе С. Я. Маршака. Первым заведующим кафедрой стала Екатерина Петровна Привалова — член Союза писателей, доцент, автор первых учебников по детской литературе и детской журналистике, выпускница Бестужевских курсов. С 1954 по 1961 г. и с 1968 по 1975 г. кафедрой заведовала выпускница Смольного института и Петроградского университета Наталья Николаевна Житомирова — известный литературовед и педагог, автор трудов по педагогике детского чтения. Профессор, выдающийся исследователь детской книги Генриетта Ивановна Позднякова — следующий заведующий кафедрой детской литературы (1962–1967, 1973–1995). Исследовательская деятельность Генриетты Ивановны была связана с изучением советской детской литературы.

В 1995 году кафедру детской литературы возглавил Валентин Вадимович Головин. На кафедре подготовлено несколько поколений специалистов в области детской литературы, педагогики детского чтения, библиографии детской и юношеской литературы. Кафедра обладает собранием детской книги и научной литературы, посвященной вопросам детской литературы и детского чтения (более 50 тысяч книг). Здесь проводились международные конференции по проблемам детской книги и детского чтения, научно-исследовательский семинар «Детские чтения».

Преподавателями кафедры детской литературы написано и издано немало книг, учебников и монографий, переведены произведения для детей Астрид Линдгрен и Туве Янссон (переводчик — профессор кафедры Л. Брауде). На кафедре читали лекции известные писатели А. Линдгрен, В. Катаев, Л. Пантелеев, В. Голявкин, Р. Погодин и др.

История кафедры литературы восходит к 1920-м годам — ко времени становления вуза. Понимание руководством значения формирования из выпускника, наряду со специалистом-культпросветработником, опытного читателя   обусловило тот факт, что создание кафедры стало очевидно необходимым. Как вспоминал первый заведующий кафедройЛ. Р. Коган,к 1928 году, когда он был приглашен для работы в вузе, «курсы литературы существовали только на библиотечном отделении, да и то при весьма ограниченном количестве часов. Впрочем, вдобавок к лекциям по истории русской литературы 19 и 20 веков и к маленькому обозрению классической иностранной литературы, здесь полагался специальный курс: “Политпросветработа с художественной литературой” с практическими занятиями. На школьном отделении читался лишь небольшой обзорный курс русской литературы 19 и 20 веков». Но ситуация постепенно начинала меняться. В начале 30-х дисциплину ввели на всех отделениях, а в 1932 году руководством вуза, который в это время возглавляла Я. А. Нетупская, было принято решение о создании специальной кафедры. Основной задачей кафедры стала организация систематического литературного образования, поскольку практиковавшееся ранее обзорное знакомство с отдельными художественными произведениями не давало возможности сформировать у студентов представления об истории литературы, о специфике ее как вида искусства.

Значительной реформе подверглась кафедра в 1937 году: к ней присоединены предметы эстетического цикла. Сама кафедра была переименована ее в кафедру литературы и искусства.  При кафедре работают кружки, в которых студентам с творческими наклонностями предлагается помощь в овладении литературными формами и навыками, правда, и здесь цель, в основном, была вполне прагматичной — научить будущих пропагандистов и культработников писать статьи, живые корреспонденции в газету, очерки, сценки для агитационных программ.  Возникла традиция приглашать для встречи со студентами ярких представителей «живой» литературы, «действующих» поэтов и писателей. В институте побывали А. Н. Толстой, А. А. Прокофьев, В. М. Саянов, В. А. Рождественский, Н. Л. Браун и другие.

В 1940-е это снова кафедра литературы. К работе со студентами  привлекаются крупные филологи, и вскоре возникает солидная научная школа литературоведческой текстологии. Яркими представителями ее, воспитавшими немало учеников, стали и основатель кафедры известный пушкинист Л. Р. Коган, отдавшие десятилетия своей жизни Институту выдающиеся филологи С. А. Рейсер и Б. Я. Бухштаб. С. А. Рейсер — д.ф.н., профессор, известнейший библиограф, текстолог, литературовед, специалист в области палеографии нового времени, автор классического учебника по текстологии. Б. Я. Бухштаб — видный советский литературовед, библиограф, критик, писал также историческую и детскую художественную прозу. Известен исследованиями творчества Фета, Тютчева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского, теоретическими работами по русскому стиху.

В последующие десятилетия преподавательский состав усиливался блестящими учеными и великолепными лекторами, на чьих занятиях студенческие аудитории были всегда переполнены.  Одним из них был В. А. Мануйлов, «ревностный ученик» Вячеслава Иванова, выдающийся историк русской литературы XIX века, член Пушкинской комиссии АН СССР, крупнейший специалист по Лермонтову, автор ряда работ о произведениях Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя.

В течение ряда лет кафедрой руководил д.ф.н., профессор А. И. Хватов, известный критик, крупный шолоховед, автор одной из лучших книг о творчестве писателя — «Художественный мир Шолохова». Монография неоднократно переиздавалась. В период заведования А. И. Хватова была продолжена практика приглашения для преподавания в Институте известных ленинградских филологов. В разные годы с кафедрой сотрудничали ученые из Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом), из ЛГУ (СПбГУ), РГПУ им. А. И. Герцена. Одним из них был Л. А. Дмитриев — выдающийся советский и российский литературовед-текстолог, исследователь древнерусской литературы, член-корреспондент АН СССР и РАН. С 1975 по 1984 год работу в Пушкинском Доме с преподаванием в Институте совмещал крупнейший российский филолог и культуролог, исследователь древнерусской литературы и литературы XVIII века, академик РАН (с 1993 г.) А. М. Панченко.

В 1971 г. на должность заведующего избран В. Я. Гречнев, д.ф.н., профессор, и в течение четырех десятилетий он оставался бессменным руководителем этой кафедры, продолжая традицию широкого сотрудничества с научными и учебными учреждениями города. В разные годы, кроме названных выше А.М. Панченко и Л.А. Дмитриева, в Институте преподавали такие выдающиеся филологи, как Ю. В. Стенник, В. А. Котельников, Ю. М. Прозоров — из Пушкинского Дома, М. В. Рождественская — из СПбГУ и др.

Кафедра всегда отличалась лекторским мастерством  преподавателей.  Многим студентам 1970-1990-х годов памятны блестящие лекции о зарубежной литературе д.ф.н. профессора А. П. Эльяшевича. Запомнился выпускникам Института вдохновенными лекциями о М. А. Булгакове и других классиках ХХ века д.ф.н., профессор В. М.  Акимов. Лекторским мастерством известны В. Я. Гречнев, В. И. Каминский, О. В. Сливицкая, Ю. В. Стенник, захватывали воображение студентов на занятиях И. В. Лукьянец, К. Ф. Бикбулатова, В. Н. Кузьмина, Л. Н. Морозенко, Л. С. Пушкарева, Л. Н. Кен.