Студентам

Хрестоматия по самостоятельной работе и чтению нот с листа: методическое пособие / СПбГИК, факультет искусств, кафедра фортепиано; авторы-составители А. А. Пономарёв, Д. В. Щирин, Санкт-Петербург, издательство «КультИнформПресс», 2016 г.

Методическое пособие адресовано студентам направления бакалавриата «фортепиано» и других музыкальных специальностей в качестве вспомогательного материала в курсе «чтения нот с листа», абитуриентам для подготовки к вступительному экзамену по самостоятельной работе и чтению с листа, а также в качестве хрестоматии, помогающей подбору репертуара в курсе общего фортепиано для студентов хоровых и оркестровых специальностей факультета искусств.

Хрестоматия по чтению нот с листа: методическое пособие / СПбГИК, факультет искусств, кафедра фортепиано; автор-составитель К. Ю. Щирина, Санкт-Петербург, издательство «КультИнформПресс», 2016 г.

Предлагаемая хрестоматия по чтению с листа адресована студентам дирижерско-хоровых и оркестровых отделений институтов культуры в рамках общего курса фортепиано, а также в качестве вспомогательного средства для студентов направления бакалавриата «фортепиано» для обучения чтению с листа и транспонированию, а также абитуриентов, поступающих на названное направление бакалавриата.

«Вопросы теории и практики преподавания фортепиано в вузе культуры» — сборник статей под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Д. В. Щирина, Санкт-Петербург, 2016 г.

Сборник статей посвящён различным аспектам преподавания фортепиано в вузе культуры. Может быть использован в качестве вспомогательного материала в учебном процессе высших и средних учебных заведений, а также при изучении музыкально-исторических, методологических и методических вопросов современной фортепианной педагогики.

«Формирование восприятия духовной музыки в классе фортепиано» — монография, доктор педагогических наук, профессор Д. В. Щирин, Санкт-Петербург, 2016 г.

Монография посвящена развитию восприятия духовной музыки в классе фортепиано. Работа обращена к широкому кругу читателей — преподавателей, студентов, заинтересованных в расширении музыкального кругозора и формировании восприятия различных жанров и направлений светской и церковной музыки. Может быть использована в качестве вспомогательного материала в учебном процессе высших и средних учебных заведений при изучении духовной музыки.

«Методическое обеспечение самостоятельной работы иностранных студентов кафедры фортепиано» — учебное пособие, составитель: заведующий кафедрой фортепиано Санкт-Петербургского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор Дмитр

Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов бакалаврской и магистерской программ кафедры фортепиано очной и заочной форм обучения в качестве вспомогательного материала таких дисциплин как «методика преподавания фортепиано», «методический анализ педагогического репертуара», «чтение с листа», «сольфеджио», «история музыки» и другие, рассмотрены особенности преподавания этих дисциплин иностранным студентам, обучающимся на кафедре фортепиано вуза культуры.

«Воссоздание жизненного пути и творческого наследия забытых музыкантов как метод активного обучения на кафедре фортепиано» — учебное пособие, старший преподаватель кафедры фортепиано Санкт-Петербургского государственного института культуры Каринэ Юрьевна

Учебное пособие для студентов направления магистратуры «фортепиано» по курсу «музыкальная биографика», студентов направления бакалавриата «фортепиано» по дисциплинам «музыкальное просветительство», «история русского фортепианного исполнительства», «экология музыкальной культуры», а также по курсу «фортепиано» для студентов хоровых и оркестровых специальностей очного и заочного отделений.

«Сольфеджио и теория музыки» — учебно-методическое пособие, кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры фортепиано Санкт-Петербургского государственного института культуры Вера Витальевна Лелеко, Санкт-Петербург, 2017 г.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам музыкальных отделений без базового музыкального образования. Предлагаемое пособие ставит своей целью заложить прочную основу (базу) для дальнейшего успешного обучения студентов музыкальным дисциплинам. Пособие содержит обширный теоретический материал, а так же практические задания, которые предназначены для закрепления теоретических знаний. Данное пособие предназначено, прежде всего, для студентов отделения «Мюзикл, шоу-программы», которые приходят в вуз чаще всего без музыкального образования. В силу ограниченного времени учебной программы этого курса круг теоретических тем изложен более лаконично по сравнению с имеющимися учебниками. Предмет «Теория музыки и сольфеджио» необходим не только для сольфеджио, но и для других музыкальных предметов, в частности, для вокала и фортепиано. Данное учебно-методическое пособие окажет помощь при изучении той или иной темы, облегчит понимание теоретического материала в курсе сольфеджио, а так же поможет студентам, имеющим музыкальное образование, повторить пройденный материал и подготовиться к экзамену по предмету «Теория музыки и сольфеджио».

«О применении методических принципов Мари Жаэль в развитии навыков самостоятельной работы» — методическая разработка, старший преподаватель кафедры фортепиано Елена Алексеевна Михайлова, Санкт-Петербург, 2017 г.

Методическая разработка является вспомогательным учебным материалом для студентов направления бакалавриата очной и заочной формы обучения «фортепиано» по курсу «методический анализ педагогического репертуара», «методика преподавания фортепиано», а также для студентов хоровых и оркестровых специализаций по общему курсу фортепиано.

К. Ю. Щирина, «С. В. Рахманинов. Шесть стихотворений для голоса и фортепиано ор.38. Исполнительский анализ вокального цикла»: учебно-методическое пособие, 2018 г.

Учебно-методическое пособие для студентов заочной и очной формы обучения направления бакалавриата и магистратуры «фортепиано» по курсу «концертмейстерский класс». Может использоваться в качестве вспомогательного материала по курсам «методика преподавания фортепианных дисциплин», «музыкальное просветительство», «история русского музыкального исполнительства», а также по курсу «фортепиано» для студентов хоровых специальностей очного и заочного отделений.

Е. А. Михайлова, «О применении принципов транскрипции и обработки в развитии навыков самостоятельной работы»: методическая разработка, 2018 г.

Методическая разработка является вспомогательным учебным материалом для студентов направления бакалавриата очной и заочной формы обучения « фортепиано» по курсу «методический анализ педагогического репертуара», «методика преподавания фортепиано», а также для студентов хоровых и оркестровых специализаций по общему курсу фортепиано.

В. В. Поляков, «Об изучении и исполнении Первого концерта для фортепиано с оркестром C. С. Прокофьева»: методическая разработка для студентов заочного отделения направления бакалавриата и магистратуры «Фортепиано», 2018 г.

Учебно-методическое пособие для студентов заочной и очной формы обучения направления бакалавриата и магистратуры «фортепиано» по курсу «концертмейстерский класс». Может использоваться в качестве вспомогательного материала по курсам «методика преподавания фортепианных дисциплин», «музыкальное просветительство», «история русского музыкального исполнительства», а также по курсу «фортепиано» для студентов хоровых специальностей очного и заочного отделений.

«Кафедра фортепиано: исследования и материалы»: сборник статей, 2018 г.

Сборник статей посвящен различным аспектам преподавания фортепиано в вузе культуры. Может быть использован в качестве вспомогательного материала в учебном процессе высших и средних учебных заведений, а также при изучении музыкально-исторических, методологических и методических вопросов современной фортепианной педагогики.

Клавирная музыка XVII-XVIII веков в классе фортепиано : учебное пособие / П. В. Кириченко, Д. В. Щирин. — Санкт-Петербург, 2019. — 132 с., нот.

Учебное пособие предназначено для развития восприятия музыки в процессе самостоятельной работы, чтения с листа и обучения основам импровизации. Используя методы интерактивного обучения в процессе «деловой» («ролевой») игры, можно воспроизвести ситуацию домашнего музицирования и концертной практики XVII-XVIII веков. Предназначено в качестве вспомогательного учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению «педагогическое образование» по профилю «музыкальное образование (в области музыкально-инструментального искусства)», «музыкально-инструментальное искусство», а также учащихся средних профессиональных учебных заведений и старших классов ДМШ-ДШИ и всех интересующихся этой темой.

Пепеляева Л. Н. О развитии навыков самостоятельной работы студентов в курсе фортепиано: учебно-методическое пособие / Л. Н. Пепеляева, К. Ю. Щирина. — 2019. — 50 с.

Учебно-методическое пособие для студентов хоровых и оркестровых специализаций очной и заочной формы обучения направления бакалавриата и магистратуры по курсу «фортепиано». Может использоваться также в качестве вспомогательного материала по курсам «методика преподавания фортепианных дисциплин», «методический анализ педагогического репертуара» и других по направлению бакалавриата и магистратуры «фортепиано».

Развитие музыкального слуха и интонирования студентов-пианистов заочного отделения: учебно-методическое пособие. — Санкт-Петербург, «КультИнформПресс», 2019. — 63 с.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Сольфеджио» разработаны для студентов обучающихся заочно по направлению подготовки музыкально-инструментальное искусство, профиль «фортепиано» (уровень бакалавриата). В методических указаниях представлено основное содержание тем курса, список тем, которые изучаются на курсе, список основной и дополнительной литературы для изучения, контрольные вопросы по каждой теме, а также задания для самостоятельной практической работы студентов.

Начальный курс музыкальных дисциплин: теория музыки и практикум: учебно-методическое пособие для студентов без начального музыкального образования / В.В. Лелеко. — Изд. 2-е, доп. — Санкт-Петербург, «КультИнформПресс», 2019. — 120 с.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам музыкальных отделений без базового музыкального образования. Предлагаемое пособие ставит своей целью заложить прочную основу (базу) для дальнейшего успешного обучения студентов музыкальным дисциплинам. Пособие содержит обширный теоретический материал, а так же практические задания, которые предназначены для закрепления теоретических знаний. Данное пособие предназначено, прежде всего, для студентов отделения «Мюзикл, шоу-программы», которые приходят в ВУЗ чаще всего без музыкального образования. В силу ограниченного времени учебной программы этого курса круг теоретических тем изложен более лаконично по сравнению с имеющимися учебниками. Предмет «Теория музыки и сольфеджио» необходим не только для сольфеджио, но и для других музыкальных предметов, в частности, для вокала и фортепиано. Данное учебно-методическое пособие окажет помощь при изучении той или иной темы, облегчит понимание теоретического материала в курсе сольфеджио, а так же поможет студентам, имеющим музыкальное образование, повторить пройденный материал и подготовиться к экзамену по предмету «Теория музыки и сольфеджио».

Щирин Д.В. Методика преподавания фортепианных дисциплин: учебно-методическое пособие по подготовке к государственному экзамену / Д.В.Щирин. — Санкт-Петербург, СПбГИК, 2019. — 74 с.

Учебно-методическое пособие для студентов заочной и очной формы обучения направления бакалавриата «Фортепиано». Может использоваться для подготовки к государственному экзамену «Методика преподавания фортепианных дисциплин», а также в качестве вспомогательного материала по курсам «методика преподавания фортепиано», «музыкальное просветительство», «история русского музыкального исполнительства», а также по курсу «фортепиано» для студентов хоровых и оркестровых специальностей очного и заочного отделений факультета искусств и студентов факультета музыкального искусства эстрады.

Современные методы обучения искусству аккомпанемента и ансамблевого исполнительства / метод. пособие, сост. Д.В.Щирин, К.Ю.Щирина. — Санкт-Петербург, 2019. — 50 с.

Учебно методическое пособие по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Современные методы обучения искусству аккомпанемента и ансамблевого исполнительства» для обучающихся в центре непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры. Представленный в учебном пособии материал направлен на формирование профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности преподавателей образовательных организаций, повышения уровня их профессионального мастерства, основанные на современной методологии обучения искусству аккомпанемента и ансамблевого исполнительства и актуальных методиках обеспечивающих разностороннюю направленность профессиональной подготовки в разных сферах ансамблевой и концертмейстерской деятельности.

Педагогика восприятия духовной музыки: Монография / Д. В. Щирин; Изд.2-е переабот. и дополн. Российский гос. пед. университет им. А.И. Герцена. – СПб.: ИнформКультПресс, 2020. – 351с.

Данная работа представляет собой музыкально-педагогическое иссле-дование, посвященное проблемам восприятия духовной музыки. Может быть использована в качестве вспомогательного материала в учебном процессе высших и средних учебных заведений, а также при изуче-нии музыкального восприятия и музыкально-педагогической деятельности.