Научная деятельность

Кафедра информационного менеджмента ведет активную научную деятельность, которая началась с момента ее основания в 1962 г. Кафедра технической литературы (первое название кафедры) первоначально возглавлялась Л. В. Зильберминц, а в дальнейшем И. А. Моховым.

В 1967 г. из структуры кафедры технической литературы выделилась самостоятельная кафедра научной информации, которую возглавил А. В. Соколов.

Конец 60-х — середина 80-х гг. ХХ в. был очень благоприятным периодом для развития научно-технической информации. В стране возрождалась кибернетика и генетика, возлагались большие надежды на научно-техническую революцию, усиливались профессиональные связи с зарубежными коллегами — стали доступны зарубежные публикации, появилась возможность личного общения во время стажировок и других научных мероприятий. На правительственном уровне была осознана взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и развитием системы научно-технической информации. В организационном плане это вылилось в создание Всесоюзного (теперь — Всероссийского) института научно-технической информации (ВИНИТИ), формирование ГСНТИ, принятие ряда постановлений, направленных на усиление информационной составляющей НИР и ОКР. Это способствовало формированию в ЛГИК им. Н. К. Крупской уникального синтеза внутренних факторов, обеспечивающих высокий уровень профессионализма и общекультурной и научной подготовки преподавателей. В числе первых преподавателей кафедры технической литературы были люди, являющиеся педагогической и научной элитой — среди них И. А. Мохов, Д. Ю. Теплов, Л. В. Зильберминц, В. В. Гнучева, Д. Е. Шехурин и др. Позже к ним присоединились их ученики — Г. В. Гедримович, В. А. Минкина, Э. Е. Рокицкая, Т. А. Белогорская, О. М. Зусьман и др. Их научная деятельность зафиксирована в огромном количестве научных публикаций.

Кафедра неоднократно меняла свое название (кафедра отраслевых библиографий; кафедра библиотечно-библиографического обслуживания специалистов научно-технического профиля; кафедра научно-технической информации), что отражало изменения в развитии информационной сферы и научных исследований кафедры. С 2004 года кафедра получила название кафедры информационного менеджмента. Большая роль в становлении информационного менеджмента как направления научно-практической деятельности принадлежит В. А. Минкиной (1941-2004), возглавлявшей кафедру с 1992 по 2004 гг. Ее статьи и сегодня являются вектором, определяющим направления научной работы кафедры и возглавляемой ею научной школы, ученики которой работают сегодня во многих вузах страны.

В настоящее время кафедрой руководит доктор педагогических наук, профессор Захарчук Татьяна Викторовна, автор огромного числа публикаций, в том числе, монографий и учебных пособий, входит в десятку самых цитируемых учёных СПбГИК, учёный секретарь диссертационного совета СПбГИК

Валентина Владимировна Брежнева — доктор педагогических наук, профессор, декан библиотечно-информационного факультета, член учёных советов СПбГИК и Библиотеки Российской академии наук, член специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций при СПбГИК, Казанском государственном университет культуры и искусств, член президиума Петербургского библиотечного общества. С 2013 г. избрана членом постоянного комитета по образованию и обучению (Education and Training) Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА). В. В. Брежнева — признанный в России и в мире учёный, чьи публикации широко цитируются в России и за рубежом.

Также на кафедре работают специалисты-практики высокой квалификации — Елена Дмитриевна Жабко, доктор педагогических наук, директор по информационным ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, и Елена Ивановна Борисова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая библиотекой Военно-медицинской академии.

Доценты кафедры, кандидаты педагогических наук Анна Андреевна Грузова и Марина Игоревна Кий, проводят научные исследования в русле научных интересов кафедры, осуществляют подготовку докторских диссертаций.

Профессорско-преподавательский состав кафедры осуществляет научные исследования, результаты которых докладываются на научных конференциях и публикуются в широком спектре научных журналов и сборников, в том числе, в журналах, рекомендованных ВАК, ежегодно принимает участие в международных, всероссийских и региональных профессиональных семинарах, конференциях, симпозиумах.

С 2004 г. на кафедре ежегодно проводится международная конференция по проблемам непрерывного библиотечно-информационного образования, посвященная памяти Валентины Альфредовны Минкиной, на которой выступают сотрудники кафедры, российские и зарубежные коллеги.

Научная школа отраслевой библиографии – информационного управления

На кафедре информационного менеджмента сформирована уникальная научная школа, которая появилась в конце 1960-х - начале 1970-х гг. на кафедре технической литературы. Созданию кафедры предшествовали долгие годы работы её преподавателей и руководителей (И. А. Мохова, Д. Ю. Теплова, Л. В. Зильберминц, В. В. Гнучевой) сумевших создать научный коллектив, в котором были выработаны собственные стандарты научной деятельности, собственные представления об этике научной деятельности, собственные пути воспитания молодого научного поколения, сложились тесные научные связи.

Основателем научной школы и в профессиональной литературе, и в высказываниях представителей научной школы называется Людмила Вениаминовна Зильберминц, которая сплотила вокруг себя и дала «путёвку в жизнь» тем, кого позже стали называть «могучей кучкой» (В. А. Минкина, Г. В. Гедримович, Э. Е. Рокицкая, Т. А. Белогорская). Непосредственное отношение к созданию научной школы имел и Д. Ю. Теплов, не создавший собственного неформального коллектива, но значительно повлиявший на формирование исследовательской программы школы, созданной Людмилой Вениаминовной.

В разные периоды существования школы в ее состав входили специалисты, большинство из которых так и осталось в русле предложенных основателями научных исследований. И даже те, кто со временем поменял исследовательскую программу, не теряли связи со своими учителями на протяжении всей жизни.

Первоначально основными направлениями исследований научной школы стали библиография естественнонаучной и технической литературы и особенности развития документальных потоков. Д. Ю. Тепловым была защищена первая в стране докторская диссертация по специальности «Библиотековедение и библиография» «Библиографическая (вторичная) информация по технической литературе в СССР. Вопросы истории, теории, методики».

Каждый из учеников первого поколения школы (Г. В. Гедримович, В. А. Минкина, Э. Е. Рокицкая, Т. А. Белогорская, Т. И. Ключенко и др.), развивая исследовательскую программу, сформированную учителями, находил собственные исследовательские направления и таким образом расширял границы исследований.

Второе поколение научной школы, лидером которого стала Валентина Альфредовна Минкина, сумевшая сохранить научное наследство, оставленное учителями, выходит на новый этап исследований, с одной стороны, непосредственно связанный с исследовательской программой учителей, а, с другой - находящийся в русле современных к тому времени библиографоведческих исследований. В этот период основными направлениями научной работы становятся: информационное обслуживание (В. А. Минкина, В. В. Брежнева), закономерности развития и анализ документальных потоков (Г. Ф. Гордукалова, О. М. Зусьман), библиографические исследования науки и научной деятельности (О. М. Зусьман, Т. В. Захарчук).

Третье поколение научной школы (А. А. Грузова, М. И. Кий, А. С. Крымская) уже многое сделало в библиотечно-информационной науке. Их научные интересы связаны с развитием теории и методики информационного обслуживания, управлением информационными ресурсами, развитием методики библиографических исследований, информационной аналитикой.

В настоящее время в науку вступает четвёртое поколение (Е. А. Навродская, Л. Х. Соловьева), продолжающие на новом уровне традиционные для школы исследования.

Продолжение жизни научной школы напрямую связано с талантливой молодёжью, студентами всех курсов библиотечно-информационного факультета, осуществляющими исследования в рамках студенческого научного общества «Инфомен».

Значительную роль в развитии школы играют традиции, заложенные ее основателями. Прежде всего, это взаимопомощь в проведении исследований, доброжелательное отношение к научной работе коллег, личное участие в жизни друг друга, способность отдать ученику научную работу, которая интересна тебе самому. Ещё одной чрезвычайно важной традицией, которая была заложена В. А. Минкиной, стало знание собственных «корней», почтение к своим учителям.

В школе всегда существовали и существуют до сих пор этические нормы и правила, которые позволяют учёному стать членом научной школы «технической библиографии ¾ информационного управления». Эти этические нормы и правила связаны как с научным, так и с личным общением внутри профессионального сообщества.

Направления научных исследований кафедры информационного менеджмента:

  • Теория и методология информационного менеджмента
  • Информационные исследования
  • Библиографические исследования науки
  • Информационная поддержка инновационной и научной деятельности
  • Управление информационными ресурсами
  • Информационное обслуживание специалистов
  • Управление интеллектуальным капиталом предприятия
  • Информационное право
  • Профессиональные коммуникации в научно-технической сфере
  • Социальные коммуникации
  • Коммуникационная политика библиотечно-информационных учреждений
  • Продвижение электронных ресурсов
  • Трансфер знаний в инновационной деятельности
  • Преодоление информационных барьеров в системе коммуникаций
  • Информационный поиск и информационный анализ
  • Библиотечно-информационные технологии
  • Сервисная концепция развития библиотечно-информационной деятельности
  • Маркетинг информационных продуктов и услуг
  • Информационные потребности и информационное поведение
  • Управление корпоративной и инновационной культурой
  • Информационная культура
  • Комфортность информационной среды
  • Управление корпоративными информационными системами
  • Менеджмент качества
  • Тайм-менеджмент
  • Технологии Web 2.0. Семантические сети
  • Управление научно-техническими библиотеками и службами информации предприятий; их инновационная и проектная деятельность
  • Информационное обеспечение деятельности различных организаций
  • Непрерывное библиотечно-информационное образование
  • Повышение квалификации сотрудников информационных служб организаций; профессиональное взаимодействие информационных работников
  • Научная и техническая библиография

Основные публикации, раскрывающие научную деятельность кафедры:

  • Брежнева В. В. «Золотое ядро» профессиональных знаний библиотечно-информационный факультет Санкт-Петербургский институт культы / В. В. Брежнева // Библиотечное дело. 2018. № 20. С. 5-7.
  • Брежнева В. В. От информационного обслуживания к информационному менеджменту   / В. В. Брежнева, Р. С. Гиляревский // Научно-техническая информация. Сер. 1. 2015. № 5. С. 7-9.
  • Брежнева В. В. Информационное обслуживание: концепция сервисного развития : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 05.25.03 / В. В. Брежнева. Санкт-Петербург , 2007. 42 с.
  • Брежнева В. В. Еще раз об информационном менеджменте и информатике / В. В. Брежнева, Р. С. Гиляревский // Научно-техническая информация. Сер. 1. 2015. № 7. С. 15-17.
  • Брежнева В. В. На пути к эффективному библиотечно-информационному образованию: взгляд российских исследователей / В. В. Брежнева, А. С. Крымская // Библиотековедение. 2019. Т. 68. № 2. С. 211-222.
  • Brezhneva V. LIS education at the St. Petersburg State University of Culture : Trends and traditions / V. Brezhneva, A. Gruzova, L. Solovevа, A. Krymskaya // The Future of Education in Information Science Proceedings from FEIS — International EINFOSE Symposium 10-11 September 2018 Pisa, Italy / ed. T. Aparac-Jelušić, V. Casarosa, E. Macevičiūtė. Osijek, 2018. Р. 16-25.
  • Бабушкина Ю. В. Веб. 2.0. в информационном обеспечении специалистов предприятия : перспективы использования / Ю. В. Бабушкина // НТИ. Сер. 1. 2011. № 3. С. 7–10.
  • Грузова А. А. Документальное сопровождение инновационного цикла высоких технологий : автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / А. А. Грузова. Санкт-Петербург, 2006. 20 с.
  • Захарчук Т. В. Информационные ресурсы международного бизнеса / Т. В. Захарчук // Международный бизнес : учебник. Санкт-Петербург : Питер, 2018. С. 460-498.
  • Захарчук Т. В. Информационные средства привлечения молодежи в научно-исследовательскую деятельность // Научно-техническая информация. Сер. 1. 2018. № 11. С. 22-26.
  • Захарчук Т. В. Научная школа в библиографоведении : теоретико-методологический аспект : автореф.дис. ... д-ра пед. наук : 05.25.03 / Т. В. Захарчук ; СПбГУКИ. Санкт-Петербург, 2013. 43 с.
  • Захарчук Т.В. Научно-педагогическая школа Л. В. Зильберминц — В.А. Минкиной // Петербургская библиотечная школа. 2018. № 4. С. 87-91/
  • Захарчук Т. В. Научные школы в библиографоведении : проблемы формирования и идентификации : монография / Т. В. Захарчук ; ред. Г. В. Михеева ; СПбГУКИ. — Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2013. 239 с.
  • Захарчук Т. В. Подготовка научных кадров высшей квалификации / Т. В. Захарчук, Р. Б. Гебедюк // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 3. С. 164-169.
  • Зусьман О. М. Библиографические исследования науки / О. М. Зусьман ; под ред. В. А. Минкиной ; СПбГУКИ, Каф. науч.-тех. информ. Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2000. — 216 с.
  • Зусьман О. М. Информационное поведение ученых - представителей научной элиты / О. М. Зусьман, В. А. Минкина, С. А. Кугель // НТИ. Сер.1. 1995. № 7. С. 12–17.
  • Зусьман О. М. Научная элита Санкт-Петербурга / О. М. Зусьман, С. А. Кугель // Вестн. РАН. —1995№5. С. 426–429.
  • Кий М. И. Взаимодействие библиотеки с пользовательской аудиторией средствами виртуальной среды // Научно-техническая информация. Сер. 1. 2019. № 1. С. 27-30.
  • Кий М.И. Информационные ресурсы научных фондов и направления их использования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / М. И. Кий. Санкт-Петербург, 2007. — 16 с.
  • Минкина В. А. Библиотека и ученый навстречу друг другу / В. А. Минкина, О. М. Зусьман, С. А. Кугель // Науч. и техн. б-ки. 1996. №5. С. 3-21.
  • Минкина В. А. Информационная культура специалиста : содержание и пути формирования / В. А. Минкина // Российская культура и высшая школа. Санкт-Петербург , 1993. С. 57-58.
  • Минкина В. А. Библиографическое обслуживание в непрерывном образовании специалистов : автореф. дис. … докт. пед. наук / В. А. Минкина ; СПбГАК. Санкт-Петербург , 1993. 41 с.
  • Пилко И. С. К оценке эффективности библиотечной деятельности / Пилко И. С., С. А. Мухамедиева // Научные и технические библиотеки. 2019. № 3. С. 31-44.
  • Рокицкая Э. Е. Информационная составляющая маркетинговой деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 05.25.03 / Э. Е. Рокицкая ; СПбГУКИ. Санкт-Петербург, 1999. 40 с.
  • Сколов А. В. Философия информации : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Соколов. 3-е изд. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 340 с.
  • Теплов Д. Ю. Библиографическая (вторичная) информация по технической литературе в СССР (Вопросы истории, теории, методики) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 05.25.03 / Д. Ю. Теплов ; ЛГИК им. Н.К. Крупской. Ленинград, 1969. 40 с.
  • Теплов Д. Ю. Типизация в книговедении и библиографии : основные проблемы на примере научно-технической литературы и ее библиографии : моногр. / Д. Ю. Теплов. Москва : Книга, 1977. — 190 с.

Кафедры