21 марта 2019
321

V Всероссийская научно-практическая конференция «Эстрада. Актуальные вопросы сценического воплощения»

15-16 марта в Учебном театре кафедры режиссуры и актёрского искусства эстрады СПбГИК (Ланское шоссе, д. 9, корп. 1) прошла V Всероссийская научно-практическая конференция «Эстрада. Актуальные вопросы сценического воплощения». В течение двух дней в стенах Санкт-Петербургского государственного института культуры ведущие режиссёры, педагоги, артисты и драматурги в рамках круглых столов, семинаров и открытых уроков обсуждали важнейшие и наболевшие проблемы отрасли.

Конференцию открыла дискуссия при участии профессора, заслуженной артистки РСФСР, первого заместителя председателя комитета по культуре Государственной Думы РФ Е. Г. Драпеко, ректора института А. С. Тургаева и заведующего кафедрой режиссуры и актёрского искусства эстрады А. А. Коновича. Лейтмотивом обсуждений стало современное художественное образование и регулирование вопросов культуры на законодательном уровне. Так, Елена Григорьевна несколько раз акцентировала внимание на том, что в области социальных норм (количество культурно-досуговых центров в малых городах) наметилась положительная тенденция, государство стало выделять деньги на ремонт старых и строительство новых КДЦ. Кроме того, речь зашла об образовательных учреждениях начального профессионального образования в сфере искусства: «В образовании скопился целый клубок проблем. Самая большая из них — государство никак не может определиться: нужно ли нам начальное профессиональное образование в том объёме, в котором оно существует сегодня или нет. Речь идёт о детских музыкальных, художественных, хореографических школах, готовящих кадры для среднего специального и высшего образования. Параллельно с ними существует общее эстетическое воспитание, не имеющее жёстких учебных программ и итогового документа об образовании. Нужно понимать, что в настоящий момент мы предоставляем начальное профессиональное образование на бюджетной основе. Существуют мнения, что такие финансовые затраты — излишни. Вот на этом поле сейчас идёт борьба. Недавно были дискуссии, в том числе у министра культуры РФ В. Р. Мединского. Я не могу сказать, кто победит в этой битве. Сейчас решено создать комиссию на базе Министерства культуры для выработки рекомендаций. На мой взгляд, мы все должны участвовать в этих спорах. Достаточно ли будущим профессионалам в сфере эстрады общего эстетического образования?».

В числе прочих проблем Е. Г. Драпеко выделила тот факт, что регионы нуждаются в профессиональных кадрах, а сокращение заочной формы обучения лишь усугубляет ситуацию. Ректор А. С. Тургаев, комментируя этот вопрос, признал, что данная тема заслуживает отдельного обсуждения на высоком уровне, и что для решения кадровой проблемы недостаточно лишь вернуть заочное образование, а важно вновь развивать такое направление как целевое обучение. В частности, упростить некоторые бюрократические процедуры для отправляющих организаций.

Следом за дискуссией с докладом «Концептуальные вопросы развития эстрады» выступил профессор кафедры эстрадного искусства и музыкального театра Российского государственного института сценических искусств И. А. Богданов. Он уделил особое внимание господствующим на современной эстраде жанрам, в частности — искусству рэпа, популярному среди молодёжи. Рассуждая о последних инцидентах, связанных с артистами этого жанра, профессор Богданов подчеркнул — крайне важно не использовать запретительные меры, что совершенно точно не поможет достичь необходимого результата и, скорее, вызовет негативную реакцию. «Гораздо эффективнее было бы «перетащить» исполнителей на «нашу» сторону», — считает он, — «это сложный вопрос, но необходимый, в особенности, если мы рассуждаем о культурной сфере нашей страны в глобальном смысле». Доклад заинтересовал преимущественно молодую аудиторию конференции, вызвав бурные обсуждения и споры, в которых также принял участие первый проректор СПбГИК С. И. Шукшин.

После дискуссии и кофе-брейка организаторы конференции подготовили для всех желающих два увлекательных мастер-класса: по сценическому бою актёра театра-фестиваля «Балтийский Дом», старшего преподавателя по сценическому бою и фехтованию кафедры режиссуры и мастерства актёра СПбГИК Кирилла Гусева; «Мюзикл. Особенности работы над музыкальным материалом» музыкального руководителя «Весна романса» и дирижёра Юрия Крылова. Завершением первого дня работы стала творческая встреча с заслуженным артистом России, заслуженным деятелем искусств Республики Бурятии, двукратным лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», создателем и художественным руководителем театра пластики рук «Hand made», актёром, режиссёром, педагогом Андреем Князьковым.

Второй день конференции открыла творческая встреча и мастер-класс актёра театра и кино, клоуна Анвара Либабова. Участникам удалось узнать некоторые секреты непростой профессии актёра в жанре клоунады и познакомиться с технологиями создания образа в гротеске.

Насыщенную программу закрывал круглый стол, посвящённый вопросам методики преподавания основ режиссуры эстрады, в ходе которого прозвучали доклады признанных мастеров: заведующего кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного института культуры А. Д. Жаркова («Социально-культурные аспекты эстрадного искусства»); профессора Краснодарского государственного института культуры О. И. Маркова («Особенности национальных традиций в эстрадном искусстве»); заведующего кафедрой режиссуры и актёрского искусства эстрады, профессора А. А. Коновича («Парадигма обучения студента-режиссёра эстрады как творческой личности») и других. Обсудив предложенные проблемы, участники конференции (в том числе — студенты, аспиранты и выпускники нашего института) от лица научного сообщества разработали ряд рекомендаций для дальнейшего решения назревших проблем.

Финальным аккордом конференции стал показ спектакля «Бумбараш» студентов IV курса кафедры режиссуры и актёрского искусства эстрады мастерской А. В. Шестакова и Ю. П. Лято.

Текст: Н. Кауфманн
Фото: Анна Алексеева

galgalgalgal