30 июня 2017
5922

В Фольклорном научно-образовательном центре им. И. А. Волкова звучали книжные песни из рукописных песенников XVIII в.

В течение учебного года студенты второго курса, обучающиеся на кафедре русского народного песенного искусства СПбГИК по направлению подготовки «Искусство народного пения» (хоровое народное пение), имели возможность познакомиться с мало известными страницами русской музыкальной культуры — книжными песнями из рукописных песенников XVIII в. На заключительной встрече 14 июня, на которую пришли преподаватели и студенты других курсов, они поделились своими музыкальными впечатлениями. Чувствовалось, что студенты открыли для себя особенный музыкальный мир, в звуках которого ощутили родство народной песенности с музыкальной культурой средневековой Руси и начальной порой жизни Санкт-Петербурга.

Знакомство с музыкальными произведениями происходило по рукописным песенникам XVIII в., изданным в начале XXI в. — «Русские канты от Петра Великого до Елизаветы Петровны» (2002) и «Музыкальный Петербург. XVIII век. Книга 5. Рукописный песенник XVIII века с голосами, положенными на ноты» (2002). В подготовке этих изданий принимала активное участие доцент кафедры русского народного песенного искусства, кандидат искусствоведения, научный консультант Фольклорного научно-образовательного центра Е. Е. Васильева.

Среди книжных песен, исполненных ансамблем студентов второго курса, и философская лирика, затрагивающая вечные вопросы — отношения «я и мир», смысл жизни («В плен плоть дух мой ведёт во мне»); и предшественницы романса: о дружбе, о любви и разлуке, то забавные, то трогательные («Долго ль будешь мучить, лапушка моя, уж мой цветочек в поле увядает»). В центре показанной программы прозвучала «Херувимская» А. Д. Кастальского.

Материал предоставлен сотрудниками
Фольклорного научно-образовательного центра им. И. А. Волкова

galgal