12 мая 2017
1746

Конференция «Шаг за шагом». Памяти В. С. Бахтина

27-28 апреля в Фольклорном научно-образовательном центре имени И. А. Волкова состоялась научная конференция кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК «Шаг за шагом». На её открытии присутствовал проректор по научной и творческой работе А. Ю. Русаков, который обратился с приветственным словом к участникам.

Эта традиционная для кафедры конференция имеет несколько важных особенностей. Во-первых, к участию в ней приглашаются любые «возрасты», от бакалавров до профессоров, от первокурсников до опытных исследователей. Желательно — ученики и учителя рядом.

Во-вторых, в центре конференции текст и его истолкование, то есть рассказ о некоем привлекшим внимание произведении, дорогом, любимом, вызывающем разнообразные аллюзии; осознание в контексте историческом, географическом, обрядовом, этикетном является дополнительным уровнем истолкования. Любой из названных аспектов может служить самостоятельным руслом исследования, зачастую приведением к контексту и ограничивается работа с текстом. Наша конференция предполагает честное, неспешное общение исследователя с песней или песнопением, причём заинтересованность рассказчика создаёт путь для слушателя — дарит возможность войти в новую область, темп, свет.

В-третьих, мы всегда помним Владимира Соломоновича Бахтина, замечательного фольклориста, солдата Великой Отечественной войны, опытного собирателя, находившего фольклор в любом повороте жизни, в различных обстоятельствах, в неожиданных встречах. Он был благородным человеком, свободным и весёлым, и он был другом нашей кафедры. В фильм о В. С. Бахтине, снятый петербургским телевидением, вошли записи встреч со студентами. Фрагменты фильма структурировали конференцию: от первых кадров — прохода по мосту к институту, через рассказы об истории в самом непосредственном воплощении, в именах и судьбах членов семьи, через воспоминания о первых записях от девушек-зенитчиц в дни блокады, о долгих путешествиях за песнями в русские старообрядческие селения за рубежами России — до обозначения главного правила собирателя: только искренность и взаимный интерес пробуждают память, выстраивают сознание и дарят песни.

О примечательных песнях, записанных В. С. Бахтиным в Ленинградской области, рассказала доцент кафедры, кандидат искусствоведения Т. С. Молчанова. Объём записей, осуществлённых собирателем в Ленинграде и области в 1940-80-х гг., огромен. Это и сказки, и песни (обрядовые, лирические), и частушки. Фольклорные «редкости» — торговые выкрики, приговорки под колокольный звон, нелепицы, словесная и звуковая игра — соседствуют в его коллекции с песнями удивительного совершенства и мелодического богатства.

Несколько докладов конференции названы по песням; в них соединялись художественное постижение/исполнение, аналитическое описание, обозначение «внешних» обстоятельств и некоторых свидетельств множественной природы текста. Каждый докладчик находил свой особенный поворот.

Белгородская «На середенской улице» (доклад магистранта В. Ягудиной, руководитель — Т. С. Молчанова) поражает сложной ладовой организацией, выявленной в ансамблевом звучании; «перевод» этой песни в письменный вид не может не быть спорным. Угличская «Эй подуй, подуй, погодушка» (доклад магистранта В. Курбанмамадовой, руководитель — Е. Е. Васильева) удивляет странной судьбой: песня меняет начальные стихи, по-разному выстраивается сюжет, но во многих локальных традициях оказывается узнаваемой благодаря ритмической и мелодической основе. «Разорённая дорожка», записанная от уроженца Петербургской губернии А. Т. Полянского, (доклад магистранта Ю. Юркина, руководитель — Е. Е. Васильева) повествует о событиях войны 1812 г. с выразительностью и свободой романсовой интонации, необычно окрашивающей по-солдатски чёткую и несколько угловатую строфу.

Пинежская песня «Еруслафьска нашая губерня» — несравненный шедевр северно-русской протяжной (доклад доцента, кандидата искусствоведения Е. Е. Васильевой), была рассмотрена в различных проекциях: структура «распетого» стиха и скрывающийся в нём прототип (причет); временные отношения частей строфы, соотнесённость их ролей; последовательность опорных точек в развёртывании мелодических линий; сопоставление окончаний строф (в нотировке их 14!), среди которых нет ни одного повтора.

Два доклада были посвящены произведениям роспева, которые воспринимались в качестве звучащих текстов, соотносимых с письменным воплощением знаменной нотацией. Стихира «Ангели взыграйтеся» на целование из Пасхальной службы Поморского обихода в докладе доцента кафедры А. А. Гвоздецкого была рассмотрена как совершенная мелодическая композиция, раскрывающая семантику праздника. История возникновения и развития песнопения «Волхвы персидские цари» (доклад студентки кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова О. Д. Саблиной, руководитель — профессор А. Н. Кручинина) развернулась перед слушателями благодаря ряду точно подобранных иллюстраций из русских певческих рукописей XII-XIX вв. и превосходному исполнению.

Особый объём тематики конференции создали доклады гостей. «В песне поётся, дак и мы поём»: к вопросу о семантике песенного текста» (доклад аспирантки кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета А. С. Семёновой, руководитель — профессор С. Б. Адоньева) — название доклада выражает важный аспект сознания носителей традиций, которые осознают слова и содержание песен, соотносят их с собою, со своей собственной судьбой; при этом песня прочно существует в их сознании как нечто объективное. Второй доклад — научного сотрудника Российского этнографического музея, выпускницы кафедры А. А. Гаджиевой о передаче исполнительского мастерства, об определённом этапе бытия знаменитой вокально-инструментальной формы Скобаря на фоне точной и глубокой, лаконичной — в нескольких фразах — характеристики Невельской традиции.

В завершение конференции позвучал доклад доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Российского института истории искусств В. А. Лапина «Аналитические возможности одной фольклорной записи» — своеобразное расследование работы песенного сознания на основе уникальной публикации из «Русских народных песен Карельского Поморья». Три свадебные песни соединились и переплелись в одном исполнительском акте; постепенно в процессе (!) пения сквозь два локальных варианта песни «Не буйны ветры» прорастает и утверждается корильная «Да й что тебе свату большему».

Традиция весенней конференции «Шаг за шагом» прочно укрепилась на кафедре. Её центральная идея — текст и его толкование — вызывает устойчивый интерес и представляется в настоящее время очень актуальной. Надеемся на новые встречи исследователей русского традиционного музыкального искусства — наравне старших и младших, учителей и учеников.

Материал предоставлен доцентом, кандидатом искусствоведения Е. Е. Васильевой
Фото: Анна Алексеева

galgalgalgalgalgal