26 июня 2018
157

Концертное выступление и мастер-класс доцента кафедры народных инструментов СПбГИК Д. А. Рытова «Как поёт глина» в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике

Как поёт глина? Хороший вопрос! И ответ на него, развёрнутый и многоголосый, знает петербуржец Дмитрий Рытов.

Мастер игры на народных инструментах, Дмитрий Анатольевич Рытов уже второй год подряд приезжает в Ярославский музей-заповедник в дни проведения регионального фестиваля народно-художественных промыслов и ремёсел «Живая глина». Его выступления — будь то концерт или мастер-класс по игре на глиняных свистульках — неизменно собирают обширную и всегда заинтересованную компанию зрителей и слушателей. Впрочем, просто отсидеться на лавочке во время интерактивных программ Дмитрия Рытова не удаётся: слово за слово, и ты уже оказываешься перед микрофоном, а в руках у тебя то свистулька какая-нибудь диковинная, то трещотка, а то и деревянные ложки. Неуверенные реплики, что, дескать, ты не музыкант и не играл никогда ни на чём подобном, для артиста и педагога (Дмитрий Рытов, между прочим, не только лауреат различных международных и всероссийских конкурсов и фестивалей, но и кандидат педагогических наук) – не аргумент. В две секунды покажет, настроит, обучит, заставит поверить в собственные силы. Сам себе не веришь, а уже свистишь, дудишь и наигрываешь, попадая при этом в нужный ритм. Впрочем, во время выступления Дмитрия Рытова главные помощники — дети, а они, как правило, не обременены сомнениями в собственных дарованиях. А потому совместное выступление неизменно проходит с воодушевлением и к обоюдному восторгу.

В рамках III регионального фестиваля «Живая глина», который прошёл в Ярославле 23-24 июня, у Дмитрия Рытова состоялось несколько выступлений, в ходе которых он познакомил зрителей со свистульками разных регионов нашей страны. Оказывается, филимоновские и тульские свистульки не только по внешнему виду отличаются, но и по звуку. Дмитрий Анатольевич уже по «габаритам» свистульки может предсказать, какой звук можно из неё извлечь: низкий или высокий, глухой или звонкий. Да что там просто звук! Любая свистулька, оказывается, может «превратиться» по воле мастера то в кукушку, то в сову или филина, а то и вовсе, как в стихотворении Пушкина, «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя».

Артистизм и магнетизм у Дмитрия Рытова удивительный. Фестивальные дни порадовали несусветной жарой, и, по этой причине, публика на открытых площадках собиралась крайне неохотно, предпочитая нежиться в тени деревьев. И вот представьте: на поляне, где запланирован концерт, на лавочках расположились только пара-тройка особо теплолюбивых и жаропрочных зрителя. Но стоило Дмитрию Рытову поднести к губам окарину, да негромко наиграть какую-то мелодию, как публика невольно потянулась на заманчивые звуки, точно дул артист в волшебную дудочку. Смотришь, и пяти минут не прошло, как у Дмитрия Рытова уже и девочка на ложках настукивает, а другая в свистульку так активно дует, чуть щеки не лопаются. И зрители уже теснятся на лавочках, негромко подпевают «ой, мороз-мороз…» или нечто другое, столь же прохладительное в июньскую жару.

Концертные выступления и мастер-классы Дмитрия Рытова стали настоящим музыкальным подарком гостям и участникам фестиваля «Живая глина». Многие юные участники мастер-классов отправлялись домой, счастливо сжимая в ладошке свистульки, и далеко за пределами Ярославского музея-заповедника, где проходил фестиваль, ещё долго раздавались заливистые трели.

Текст и фото: Лариса Драч

galgalgalgalgalgalgal