01 ноября 2019
293

Информационно-аналитическая деятельность: настоящее и будущее

31 октября в учебном корпусе № 3 Санкт-Петербургского государственного института культуры (ул. Миллионная, д. 7) состоялся научный семинар «Информационно-аналитическая деятельность: теория и практика» (памяти профессора Г. Ф. Гордукаловой).

Г. Ф. Гордукалова — доктор педагогических наук, профессор кафедры документоведения и информационной аналитики СПбГИК, автор научного направления «Информационная аналитика», которое за прошедшие годы стало неотъемлемой частью исследований в области библиотечно-информационной деятельности и получило всероссийское признание. Сегодня данное направление активно развивается в вузах культуры. Поэтому ключевой целью семинара мы считаем активизацию научных и прикладных разработок в области информационной аналитики посредством организации диалога представителей научного, образовательного сообществ и аналитиков-практиков в сфере государственного управления, бизнеса и культуры.

Участниками и гостями семинара стали руководитель отдела маркетинга и продаж M-Brain Russia Ю. М. Стрельчик (Санкт-Петербург), директор Иркутского областного учебно-методического центра культуры и искусства «Байкал» Т. М. Киселева (Иркутск), ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки М. Ю. Нещерет (Москва), кандидат педагогических наук, доцент И. Л. Линден (Санкт-Петербург), кандидат педагогических наук, руководитель ТренингЦентра «Идеалогика», эксперт-аналитик АНО «Центр инноваций социальной сферы Новгородской области» В. Э. Бежовец (Великий Новгород), кандидат педагогических наук, доцент Челябинского государственного института культуры Ю. В. Гушул (Челябинск), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-методической службы Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина Е. В. Смолина (Санкт-Петербург), заведующая Отделом редких изданий Научной библиотеки Российской академии художеств «Центр научных учреждений Российской академии художеств» Е. А. Гриша (Санкт-Петербург) и преподаватели библиотечно-информационного факультета СПбГИК.

Основные направления деятельности семинара были посвящены:

  • теории и методологии анализа информации в сфере социальных коммуникаций;
  • актуальным образовательным практикам при подготовке информационных аналитиков;
  • современным компетенциям и компетенциям будущего, необходимым выпускникам-аналитикам на рынке труда.

Семинар состоял из трёх блоков:

  1. Выступления представителей образовательных организаций (Санкт-Петербургский государственный институт культуры (О. А. Александрова, В. А. Мутьев), Челябинский государственный институт культуры (Ю. В. Гушул)) и специалистов-практиков  (международная информационно-аналитическая компания «M-Brain», Иркутский областной учебно-методический центр культуры и искусства «Байкал», Научная библиотека Российской академии художеств, Центр инноваций социальной сферы Новгородской области, Библиотечный центр для детей и юношества «Читай-город»);
  2. Доклады студентов II — IV курсов библиотечно-информационного факультета СПбГИК (БИФ);
  3. Дискуссия «Аналитические компетенции в цифровой среде» (модераторы: кандидат педагогических наук, доцент И. Л. Линден и директор Иркутского областного учебно-методического центра культуры и искусства «Байкал» Т. М. Киселева).

Семинар открылся выступлением доктора педагогических наук, профессора кафедры информационного менеджмента, декана библиотечно-информационного факультета СПбГИК В. В. Брежневой. Она выразила благодарность организационному комитету семинара за продолжение дела, которому Галина Феофановна посвятила всю свою жизнь. Валентина Владимировна также выразила надежду на то, что научный семинар впоследствии станет ежегодным.

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой документоведения и информационной аналитики Д. А. Эльяшевич отметил, что Г. Ф. Гордукалова внесла большой вклад в развитие информационной аналитики и поддержал идею В. В. Брежневой.

Как отмечали коллеги Г. Ф. Гордукаловой, она всегда уделяла особенное внимание исследовательской работе студентов. По словам кандидата педагогических наук, доцента кафедры документоведения и информационной аналитики А. С. Крымской, научное направление «Информационная аналитика», заложенное в исследованиях Галины Феофановны, необходимо активно развивать и продолжать, в том числе при подготовке кадров библиотечно-информационной сферы. В своем выступлении, посвящённом основным направления исследований профессора Г. Ф. Гордукаловой, А. С. Крымская отметила, что Галина Феофановна всегда выступала в роли генератора идей, поддерживала и направляла своих учеников. Альбина Самиуловна представила гостям семинара студентов, которым довелось в последний раз слушать лекции и работать на семинарских занятиях Г. Ф. Гордукаловой — нынешние магистранты и выпускники кафедры А. Катина, З. Агарагимова и Е. Рябинина и др. В заключении А. С. Крымская напомнила, что тема, которая сегодня актуальна — управление знаниями — начала изучаться в контексте библиотечно-информационной деятельности именно Галиной Феофановной ещё в начале 2000-х гг. Под её руководством была подготовлена первая в стране кандидатская работа по управлению знаниями.

Руководитель отдела менеджмента и маркетинга продаж М-Brain Юлия Михайловна Стрельчик выступила с докладом «Профессиональные компетенции аналитиков в международных компаниях: опыт M-Brain». M-Brain — международная компания, оказывающая информационные услуги и имеющая представительства в 12 странах мира. Ю. М. Стрельчик представила результаты глобального исследования по изучению информационных потребностей крупных компаний разных стран.

Отметим, что Юлия Михайловна — выпускница БИФ. В настоящее время в компании «М-Brain» работают выпускники и студенты БИФ (Е. Рябинина, Т. Глушецкая, Я. Селезнева).

Студенты II — IV курсов БИФ под руководством А. С. Крымской (А. Румановская, Я. Селезнёва, С. Белоусова и А. Габзалилова, Т. Жуковская и А. Зиатдинова) и кандидата педагогических наук, старшего преподавателя кафедры документоведения и информационной аналитики В. А. Мутьева (Н. Стерлягова, А. Симонова и Ю. Маркова) подготовили доклады в рамках изучаемых учебных дисциплин («Аналитические технологии», «Отраслевые информационные ресурсы», «Анализ новостной и рекламной информации»). Особенного внимания заслуживает коллективный проект студентов II курса БИФ, посвящённый основным компетенциям, предъявляемым к информационным специалистам на рынке труда. Доклад представили А. Приходько и Е. Койнова.

Заключительным этапом научного семинара стала дискуссия. Участники были разделены на две группы, в которых происходило обсуждение двух вопросов: «Компетенции аналитиков современности» и «Компетенции аналитиков будущего». По завершении были сформулированы следующие компетенции, присущие аналитикам XXI века и аналитикам будущего:

  • Аналитики XXI века: должны обладать широкими знаниями, знать иностранные языки, быть политграмотными и хорошо разбираться в политике, развивать навыки критического мышления, уметь применять новые методы анализа информации на практике, пользоваться достоверными источниками, знать, как отличать достоверную информацию от ложной;
  • Аналитики будущего: прогнозировать потенциальные информационные потребности пользователей, адаптироваться к требованиям внешней среды и др.

Отметим, что основная компетенция, которая была, есть и будет актуальной для аналитика — это умение работать с информацией, а развитие технологий, в свою очередь, подскажет то, какие компетенции должен развивать в себе аналитик будущего.

Мы благодарим студентку IV курса БИФ Анастасию Гаврилову за фотосъёмку и студентку I курса факультета экранных искусств Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Кристину Соколову за видеосъёмку.

Текст: А. Катина
Фото: А. Гаврилова, К. Соколова

galgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgalgal