24 мая 2016
1891

Научная конференция «Шаг за шагом», посвящённая памяти В. С. Бахтина

17 мая в Фольклорном научно-образовательном центре имени И. А. Волкова состоялась научная конференция кафедры русского народного песенного искусства «Шаг за шагом», посвящённая памяти В. С. Бахтина. Собиратель старинного русского фольклора, записавший песенное наследие рассеянных по разным странам русских старообрядцев, солдат Великой Отечественной войны (первыми его записями были частушки в исполнении девушек-зенитчиц), фольклорист, не веривший в исчезновение фольклора и угадывавший новые его воплощения, замечательный рассказчик – он был другом и любимым гостем студентов и сотрудников кафедры русского народного песенного искусства.

Научная конференция «Шаг за шагом» — это одна из традиционных весенних встреч, в которых непременно участвуют исследователи традиционного песенного искусства, принадлежащие разным поколениям. Учителя и ученики – те, кто только вступает на путь научного поиска, и те, кто уже выбрал его в качестве главной цели.

Правило конференции — представлять в докладах тексты и их истолкование. Выбор тем широк, обусловлен личным интересом к материалу. На этот раз круг охватывал лирические песни: «Соловей» из Владимирской области (докладчик — Ольга Ласкеева, 4 курс бакалавриата); баллада «Питер-Москву проезжали» в записи фольклорных экспедиций кафедры (докладчик — Елизавета Махнач, 4 курс бакалавриата); записанная на Нижней Тунгуске «Досада» (докладчик — Ольга Кустова, 1 курс магистратуры); «Молодость», представленная рядом вариантов, созданных локальными песенными традициями и сохранённых рукописными песенниками XVIII в. (докладчик — доцент Е. Е. Васильева). Каждая из этих песен таит в себе загадки, запечатлённые в форме, способе исполнения, в жанровой неоднозначности.

Наряду с лирикой были представлены другие сюжеты: волховские причитания из неопубликованных материалов Центра (докладчик — Виолетта Ягудина, 1 курс магистратуры); развёртывающаяся по законам устного песенного текста старообрядческая молитва, записанная в Усть-Цильме (докладчик — доцент А. А. Гвоздецкий); шедевр башкирской песенной лирики — песня «Сибай» (докладчик — Гаяз Ялмурзин, 3 курс бакалавриата); особенности исполнения невельских жнивных песен — также по коллекциям Центра (докладчик — Екатерина Остроухова, 2 курс бакалавриата); наигрыш «Проходная» (докладчик — Дмитрий Тихонов, выпускник заочного отделения этого года), свадебные песни села Новосолдатка — по экспедиции в Воронежскую область (докладчик — Юлия Черняновская, 3 курс бакалавриата), свадебные песни Полужья с неожиданными структурными изменениями, сохранившими память о процессах сложения локальных традиций (докладчик — доцент Т. С. Молчанова).

Отрадно заметить, что владение методическими приёмами описания и анализа материала практически у всех докладчиков не являлось предметом демонстрации, но служило инструментом для поиска ответов на вопросы, а их возникало немало – как и у самих докладчиков, так и у слушателей. Таково мнение гостя конференции – доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского института РАН «Российский институт истории искусств» В. А. Лапина.

В качестве эпилога прозвучал доклад кандидата искусствоведения Л. Н. Бакановой о семье Стаховичей, оставившей заметный след в русской культуре. Один из Стаховичей — Михаил Александрович — собирал народные песни, издал своё собрание песен, исполнял их, был знатоком русской гитары. С этим удивительным человеком и его родиной, Ельцом, возможно, будут связаны дальнейшие планы кафедры русского народного песенного искусства и Фольклорного научно-образовательного центра им. И. А. Волкова.

Доцент, кандидат искусствоведения Е. Е. Васильева

galgalgalgalgalgalgal